Недавно правительство официально признало нехватку 400 млрд грн на ВСУ. Чтобы закрыть эту дыру, одобрены изменения в госбюджет-2025. Мы решили помочь правительству и Верховной Раде найти дополнительные деньги на армию и украинский ОПК. Как выяснилось, несмотря на обещания власти урезать финансовые аппетиты государственных топ-менеджеров во время войны, отдельные ведомства и государственные компании чувствуют себя комфортно, независимо от эффективности их работы и тяжелой ситуации на фронте.
Пытались, но не захотели смогли
Власть дважды пыталась законодательно урегулировать зарплаты чиновников во время войны. В частности, в законопроект №8312 о мерах в условиях военного положения была внесена поправка, которая до окончания войны устанавливала лимит на ежемесячные зарплаты чиновников и работников госкомпаний в размере 10 минимальных зарплат. Сэкономленные средства должны были пойти на доплаты военным. Однако поправка вызвала волну критики со стороны народных депутатов и некоторых экономических экспертов. Они отмечали, что такая экономия покроет лишь 2% от всей необходимой суммы выплат военным. В итоге, во время второго чтения поправку отклонили и 10 апреля 2023 года приняли закон без нее.
Читай также: В Украине нужно пересмотреть подходы к начислению пенсий - нардеп
Второй попыткой был законопроект №12316 от декабря 2024 года, который предлагал ограничить зарплаты чиновников и госменеджеров до 100 тыс. грн — на уровне выплат военным на передовой. 17 декабря 2024 года инициатива была предоставлена на ознакомление, однако в дальнейшем ее судьба остается неясной. Таким образом, обе попытки пересмотра зарплат в госсекторе не завершились принятием законов. Вместо этого зарплаты госменеджмента — от чиновников до руководителей госкомпаний — продолжали расти, и о их возможном пересмотре власти пока не заявляли.
Как росли зарплаты чиновников
По данным Министерства финансов Украины, в январе 2024 года ТОП-20 средних зарплат в центральных органах власти колебались в пределах 40,6-69 тыс. грн, а уже в июле выросли до 57,4-103,7 тыс. грн.
Наибольший скачок произошел в декабре — диапазон достиг 90,4–134,6 тыс. грн. Таким образом, в течение января-декабря прошлого года указанные зарплаты выросли на 112,5%. К примеру, согласно Госстату, в 2024 году средняя зарплата по экономике выросла лишь на 13,6% — с 18 903 грн до 21 473 грн.
В 2025 году тенденция роста ТОП-20 средних зарплат в центральных госорганах сохранилась. Так, в январе средние зарплаты в этих учреждениях составляли 51,8–76 тыс. грн, а уже в мае — 60,7–114,1 тыс. грн. За пять месяцев текущего года рост составил 15,67%. Если же сравнивать январь 2024-го и январь 2025-го, прирост составил 22,9%.
Интересна динамика средних зарплат в Центральной избирательной комиссии. В январе 2024 года этот показатель составлял 55 тыс. грн, в июле он вырос до 70,5 тыс. грн (+28%), а в ноябре достиг 97,2 тыс. грн (+68%, ТОП-3 среди всех ведомств).
В 2025 году средняя зарплата в ЦИК выросла с 54,3 тыс. грн в январе до 66,1 тыс. грн в мае (+21,7%). В течение 2024 года зафиксирован феноменальный рост средней зарплаты в Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку — с 29,6 тыс. грн в январе до 109 тыс. грн в декабре (+268%).
В то же время штат сотрудников сократился с 283 до 249 человек. За первые 5 месяцев 2025 года средняя зарплата в ведомстве также росла: с 66,3 тыс. грн в январе до 72,5 тыс. в мае.
Для сравнения: по данным Госстата, в 2024 году средняя зарплата работников образования выросла лишь на 15,3% (с 12 649 до 14 593 грн), а в медицине — на 11% (с 15 163 до 16 850). Похоже, зарплатная политика действующей власти достаточно четко указывает на ее приоритеты.
Как росли зарплаты топ-чиновников
Средние зарплаты руководства госорганов показали еще более выраженный рост в 2024-2025 годах. В январе прошлого года ТОП-20 средних зарплат руководителей центральных органов власти колебались от 96,3 тыс. грн до 387,6 тыс. грн, в декабре — от 239,4 тыс. грн до 370,5 тыс. грн. Средний прирост этой категории зарплат за год составил 119,9%.
В то же время за первые 5 месяцев 2025 года указанный ТОП-20 вырос всего на 4%, однако по сравнению с январем 2024-го руководители указанных ведомств начали 2025-й с роста средних денежных вознаграждений на 28,6% (116,4-423,5 тыс. грн против 96,3-387,6 тыс. грн).
Отдельно можно отметить Государственное космическое агентство Украины. Средняя зарплата его руководства (2 человека) за 2024 год выросла с 57,4 тыс. до 274,7 тыс. грн (+378,5%).
К «лидеру» присоединилась ЦИК: в мае 2025 года средняя зарплата руководства (18 человек) составляла 211,7 тыс. грн — почти на уровне того же периода 2024 года (209,9 тыс. грн).
В то же время, по данным Пенсионного фонда, средняя зарплата по экономике в мае 2025 года составляла 20,4 тыс. грн. Таким образом, зарплата руководства указанных важнейших в условиях войны ведомств более чем в 10 раз превысила среднюю по экономике.
Зарплаты и премии в госкомпаниях
Руководство госкомпаний получало немалые средства последние полтора года. Согласно отчетам ПриватБанка, отдельные члены правления в 2024 году ежемесячно зарабатывали более 2 млн грн, а в октябре их зарплаты приближались к 3 млн грн.
«Приятной» неожиданностью для налогоплательщиков стали премии членов правления банка за апрель 2025 года. Суммы достигали 5 млн и более, а в целом на выдачу премий было потрачено около 23,4 млн. По данным Drone Tech, это эквивалентно стоимости 1 560 FPV-дронов.
В Укргазбанке, согласно отчетам, премий в 2024 году не было, но в 2025-м отдельные премии превышали 4 млн грн. В целом на их выплаты ушло 28,6 млн, что равно стоимости 1 907 FPV-дронов. В этом году также существенно выросли зарплаты руководства этого государственного банка. Если в январе они в основном составляли 700 тыс. грн –1 млн грн, то уже с марта — более 1 млн грн.
Для сравнения: в 2024 году зарплаты этих уважаемых топ-менеджеров находились в пределах 500–900 тыс. грн.
В Укрэксимбанке и Ощадбанке, исходя из отчетов, воздерживаются от выплаты премий, а зарплаты у большинства членов руководства колеблются в основном от 400 до 900 тыс. грн. В Укрэксимбанке в начале 2024 года только два из четырех руководителей получали более 1 млн грн. Однако после расширения правления до семи человек только зарплата председателя правления сохранилась на этом уровне.
В 2025 году большинство зарплат членов правления банка было в пределах 600–800 тыс. грн.
Что касается Ощадбанка, из приведенных таблиц видно, как в 2024 году зарплаты большинства руководства выросли до 800-990 тыс. грн.
В 2025-м почти у всех членов правления банка сохраняется такой уровень зарплат.
Отдельно стоит отметить Энергоатом, Укрнафту, ГП Леса Украины и Укрпочту. Руководство этих государственных компаний, возможно, считает нормой скрывать актуальные зарплаты руководителей, которые платятся за счет украинских налогоплательщиков. На сайтах такая информация либо отсутствует, либо неполная, либо устаревшая.
Чего не скажешь об Укрэнерго, которая регулярно отчитывается о зарплатах руководства. В первые 5 месяцев 2024 года средние зарплаты руководства колебались в пределах 440-499 тыс. грн. Увеличенные вознаграждения наблюдались в январе — 848 тыс. грн, а также в апреле — 2,1 млн грн (+327% по сравнению с мартом). Во второй половине 2024-го и в 2025 году зарплаты руководителей госкомпании составляли 150–520 тыс. грн без премий, доплат, компенсаций и разного рода других выплат, предусмотренных законодательством.
Укргидроэнерго также публикует отчетность о вознаграждениях руководства, однако делает это не детализировано. В 2024 году ежемесячные суммарные зарплаты пяти членов правления колебались в пределах 2,2–3,3 млн грн. В декабре прошлого года общее вознаграждение руководителей подскочило до 6,5 млн грн. В 2025-м — стабильные 3–3,2 млн грн на всех за первые три месяца (в феврале добавился новый руководитель). Однако в апреле и мае был рост, соответственно до 4,1 и 6,2 млн грн.
Взять пример с Зеленского?
Может ли топ-чиновник или руководитель государственной компании во время большой экзистенциальной войны, когда под угрозой находится не только сам факт существования украинского государства, но и жизни десятков миллионов украинцев, получать заоблачные зарплаты и премии?
Кто-то скажет, что да, потому что высококвалифицированная работа и высокая ответственность должны соответственно оплачиваться. С такой логикой, по мнению Dengi.ua, можно согласиться... в мирное время. А высококвалифицированна и ответственна ли сейчас работа украинских воинов, которые ежедневно сдерживают российскую орду? Если да, то почему такая разительная разница в зарплатах с теми, кто, не рискуя жизнью, работает в комфортных государственных офисах?
Читай также: Двойные зарплаты и откаты: чиновники ГП "Документ" присвоили 21 млн грн
Мы считаем, что для выживания в этой войне Украина должна жить в режиме максимальной экономии, в том числе на размерах зарплат топ-чиновников и руководства госкомпаний. Речь идет не о левой идее, а о выживании страны и всего народа. Экономить, чтобы выжить, а не заниматься расточительством, чтобы в итоге проиграть все. Стоит также помнить, что Украина – относительно бедная страна, поэтому космические зарплаты в государственном секторе – можем ли мы себе такое позволить, если хотим прыгнуть «из третьего мира в первый».
А может всем топам в государственном секторе стоит взять пример с Президента Украины Владимира Зеленского? С начала полномасштабной войны он отказался от получения премий и надбавок к зарплате, и сейчас, согласно официальной информации, получает только оклад в 28 тыс. грн в месяц. Почему руководитель государственного банка или центрального органа государственной власти имеет зарплату в 13-178 раз (!) больше, чем президент? Если прекратить эту практику, наверняка найдется часть денег на дроны для ВСУ, а также на учителей и медиков.
Напомним, ранее мы писали, что в Украине, как пишет «Судебно-юридическая газета», правительство решило воплотить в жизнь идею об «отвязке» должностных окладов в государственных органах от прожиточного минимума.
Также мы уже писали, что Министерство здравоохранения Украины совместно с правоохранительными органами продолжают проверку решений медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в отношении должностных лиц.