Все украинские F-16 прошли модернизацию по программе MLU (Mid-Life Update), в рамках которой F-16A/B были доведены до уровня, близкого к F-16C/D по авионике и вооружению. По официальным данным, первый F-16 появился в небе Украины летом 2024 года.
Тактико-технические характеристики F-16 MLU
В истребителе размещен доработанный РЛС семейства APG-66(V)2A, который совместим с ракетами AIM-120 AMRAAM, JDAM/GBU, AGM-88 HARM. Это дает нашим Воздушными силам (ВС) принципиально новый уровень работы «за пределами видимости» (BVR) и более точные удары по земле по сравнению с советскими МиГ-29/Су-27.
Типичный F-16AM/BM Block 15 MLU:
- радиус действия РЛС AN/APG-66(V)2A - до 150 км;
- боевой радиус действия - 500–600 км (в зависимости от профиля/подвесок);
- максимальная скорость – 2145-2410 км/час, максимальная высота полета – 18 км, максимальная дальность – до 4 тыс км;
- авионика/связь: MLU добавляет современные прицельные режимы, Link-16, нашлемные системы, повышающие ситуационную осведомлённость;
- полезная нагрузка - 7–8 т на 9 узлах;
- экипаж – 1 пилот.
Ракеты и боеприпасы, совместимые с F-16 MLU, применяемые Украиной:
- AIM-120 AMRAAM: основная BVR-ракета для перехвата самолетов, крылатых ракет и БПЛА;
- AGM-88 HARM: противорадиолокационные ракеты (SEAD/DEAD);
- JDAM/ JDAM-ER (GBU-31/32/38): высокоточные корректируемые бомбы для поражения наземных целей, работают по координатам/GPS;
- GBU-39/B SDB: малокалиберная планирующая бомба по наземным целям;
- AIM-9 (Sidewinder): ближний бой/перехват низколетящих целей.
Против каких целей эффективен F-16 MLU:
- носителей корректируемых авиабомб и ракет (Су-34, Су-35С, Ту-22М3 на удалениях BVR). AMRAAM дает Украине впервые устойчивый «дальний бой» — возможность держать под угрозой самолеты РФ, работающие вне зоны советских Р-27;
- крылатых ракет и БПЛА на средних/малых высотах (особенно при сетевом целеуказании Link-16/ПВО);
- наземных РЛС/ЗРК (режимы SEAD/DEAD с AGM-88 HARM);
- стационарных/площадных целей в тылу (JDAM/JDAM-ER, SDB — высокоточные удары вне плотной ПВО.
F-16 MLU малоэффективен в случаях:
- работы против эшелонированной фронтовой ПВО большой дальности (С-300/С-400) при дефиците РЭБ, ложных целей и дальнобойных помех;
- работы против баллистических целей («Кинжалы», «Искандеры» и т.п.);
- работы далеко от баз, полет без дозаправки в воздухе ограничен.
Сильные стороны украинских F-16 MLU:
- намного лучшая «ситуационная осведомленность» (даталинки/современные дисплеи), интеграция западных ПТБ/контейнеров, по сравнению с истребителями советского образца;
- точность в работе по земле (JDAM/SDB/современные прицельные режимы) кратно выше, чем на штатных МиГ-29/Су-27;
- SEAD/DEAD через HARM и современный тактический софт.
Слабые стороны украинских F-16 MLU:
- высокие требования к взлетно-посадочным полосам и аэродромной инфраструктуре;
- высокая зависимость от обслуживания по стандартам НАТО;
- РЛС APG-66(V)2A уступает по мощности/дальности современным РЛС РФ и поздним APG-68(V)9/Viper AESA;
- один двигатель (против двух на Су-27) и, как следствие, повышенные требования к техническому состоянию и действиям по выживаемости.
Сколько стоит F-16 MLU (включая ракеты и обучение летчика):
- исходя из сумм в контрактах, цена нового истребителя составляет $12–15 млн за один борт. Цены не новых самолетов варьируются в зависимости от многих (в т.ч. политических) факторов.
Сколько стоят ракеты для F-16 MLU:
- AIM-120 AMRAAM: по данным из открытых источников, средняя цена за ракету колеблется в пределах $900 тыс –$1,5 млн;
- AIM-9X/9M: $400–900 тыс в зависимости от модификации;
- JDAM: $25–30 тыс;
- GBU-39/B SDB: $40–50 тыс в зависимости от партии;
- GM-88 HARM: точных данных нет, поскольку данные контрактов закрыты, по экспертным оценкам - сотни тысяч долларов за ракету.
Стоимость обучения пилотов и техников зависит от продолжительности, налета, тренажеров, топлива и условий контракта. Часто включается в общие пакеты помощи и многолетние соглашения. По данным из открытых источников, цена обучения одного пилота может варьироваться от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов в зависимости от наполнения программы и страны обучения. Сегодня западные партнеры Украины говорят о серьезном дефиците инструкторов/слотов.
F-16 MLU на вооружении Украины
К началу осени 2025 года на вооружении Украины, согласно открытой информации, находились минимум 36 F-16 MLU. Нидерланды передали все обещанные 24 борта, Дания – 12 из 19. Бельгия обещает поставить до 30 самолетов к 2028 году, а первые поставки бельгийских бортов стартовали в этом году. Норвегия также официально объявляла о передаче истребителей в 2025 году, но точные цифры публично не раскрываются. Совокупно западные партнеры обязались передать Украине более 85 F-16 MLU, включая борта для обучения пилотов и запчасти. По официальным данным, с момента принятия на вооружение потери F-16 MLU составили 3-4 борта.
Несмотря на солидный возраст, F-16 MLU демонстрируют высокую эффективность во время отражения комбинированных воздушных атак РФ, хотя использование их против «шахедов» считается слишком затратным из-за стоимости ракет и полета одного борта, по сравнению со стоимостью российских дальнобойных БПЛА. Кроме того, с помощью F-16 ЗСУ наносят высокоточные удары по живой силе и технике врага на фронте.
Из-за угрозы российских ЗРК С-300/С-400 украинские F-16 MLU пока не являются «геймчейнджером» на поле боя. По мнению военных экспертов, для появления стабильного рабочего эффекта необходимо увеличить количество истребителей до более 100 единиц, вооружить все борта дальнобойными ракетами и технологиями «стеллс».
Мы благодарны западным партнерам за переданные борта F-16 MLU, боеприпасы, обучение пилотов и помощь в техобслуживании украинских самолетов. Этот истребитель не только уничтожает живую силу и технику врага, но и сохраняет жизни украинцев в тылу и на фронте.