За баталиями по поводу тарифов на ЖКХ, дешевой растаможки подержанных авто и много чего другого в кустах затаился шикарный рояль – законопроект 4355 с красивым именем: “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо розширення повноважень органів місцевого самоврядування з управління земельними ресурсами та посилення державного контролю за використанням і охороною земель“. То есть закон о передаче местным властям абсолютно всех полномочий по поводу госземель (кроме небольшого перечня остающихся в ведении державы – оборонного назначения, заповедных и т.п.).

Читай также: Перспективы и инновации: Что происходит с украинским агросектором

Законопроект 4355 уже приняли в первом чтении 19 апреля 2016 года. На второе чтение он в сессионный зал пока не попал, но ждать осталось недолго, так как, согласно Меморандуму Украины МВФ, в течение осени 2016 года должно вступить в силу законодательство о земельной реформе в части продажи земель сельхозназначения. Не исключено, что воткнут в повестку дня прям в последние сессионные дни июля-2016.

Если вкратце, то, судя по тексту, оказавшемуся результатом первого чтения, сельские и поселковые советы (а точнее – их председатели) становятся полновластными распорядителями тех почти 10 млн гектар сельхозземель, которые пока принадлежат государству. Ну и еще некоторого количества земельных участков иного назначения.

Читай также: Александр Крамаренко: Все продано до нас или земля до востребования

Все пристойно и красиво: местное самоуправление, делегирование полномочий местным громадам, вот это наше все. Но тут есть маленький нюанс: речь идет о приватизации примерно четверти земли сельхозназначения(более 30 млн га распаевано, еще 10 млн га пока что в собственности государства). И рулить этой приватизацией будут мелкие сельские начальники. Ну это примерно как если бы приватизацией Южной железной дороги занимался бы Ленинский районный совет г. Харькова. Представили? Вот и я себе такого представить не могу.

Мы уже имеем пачку чудесных кейсов по поводу коррумпированности мелких муниципальных начальников в части земельных дел – достаточно погуглить истории, связанные с Коцюбинским Киевской области или других “сладких“ местностей с недешевой землей в пригородах крупных городов. Или поинтересоваться тем, как шел дележ земли в курортном Яремче (Ивано-Франковская область).

Читай также: Возрождению быть: канадский профессор рассказал об аграрном ренессансе в Украине

Отсутствие внятных правил, местечковость процессов, а это неизбежное следствие законопроекта 4355, создадут возможность поделить сельхозземли между кумовьями голов сельсоветов. Нет, ну, конечно, будут даже аукционы объявлены, но, понятно, что о них а) никто, кроме своих знать не будет б) никто, кроме своих победить не сможет. В итоге земля разойдется по смешной цене. Из чего вытекают два крайне печальных последствия. Первое: местные бюджеты и госбюджет получат копейки вместо 1-2 тыс долларов за гектар минимум. Второе: будут сформированы крайне низкие ценовые бенчмарки(примерные, ориентировочные для данного региона и типа земельного участка цены гектара). То есть в качестве “рыночной“ станут фигурировать смешные цены, по которым земля утечет “своим“.

Понятно, что у “своих“ земля не залежится – ее попытаются перепродать крупным агрохолдингам или оставят для сдачи в аренду крупными блоками. В любом случае основной ломоть денежного пирога, формируемого при такой приватизации, достанется местным сельским поселковым) начальникам и их приближенным.

Поскольку такие “вторичные“ продажи вряд ли будут особенно прозрачными, реалистичные ценовые бенчмарки так и не будут сформированы. И когда начнется массированная продажа госземель, этот “праздник“ продолжится.

Читай также: Китайский фактор: Кому отдадут зерновую корпорацию Украины

Естественно, в случае, если в кресле сельского головы оказывается человек честный и принципиальный, то такой сценарий конкретно вот в этом сельсовете будет невозможен. И все пройдет честно и прозрачно. Но сама система такова, что шансов на это крайне мало. А соблазнов – напротив, очень много. Как там у Михаила Булгакова? “Квартирный вопрос их испортил“? Ну так в нашем случае местную власть разложит до неприличия земельный вопрос. И это мы еще об интересе политиков к такому сладкому куску не начинали говорить.

А теперь немного занимательных цифр.

Итак, из рук местных властей так или иначе будет продано минимум 7-8 млн га пока еще государственных земель. Без внятных правил игры, вне контроля за отсутствием коррупции  и без наличия конкуренции между претендентами-покупателями.

У нас в стране имеется около 9500 сельских и поселковых голов. Предположим, коррупционный доход с гектара сельхозземли, пропущенной по коррупционной схеме, составит около 700 долларов. Где-то – чуть больше, где-то - чуть меньше. А где-то – больше в разы ввиду расположения и перспективы изменения ее назначения. В итоге за 7 млн га (берем минимум) можно будет выкрутить около 5 млрд долларов коррупционных доходов.

Читай также: Министр агрополитики рассказал о рынке аренды сельхозземли

Ну и еще какие-то земли не-сельхозназначения будут продаваться. Итого, валовый коррупционный доход перепрыгнет, как минимум, отметку в 7 млрд долларов. Это означает, что Украина получит несколько сотен мультимиллионеров (капитал от 10 млн долларов на особу), тысяч пять – рядовых миллионеров (до 9 млн долларов на особу), около четырех тысяч – просто весьма богатых, но богатых неправедно людей. Ну и еще какие-то приближенные депутаты местных советов примут участие в этом коррупционном пиршестве.

Я, конечно рад, что импортеры красивых, больших и неприлично дорогих авто получат тысяч десять новых нежадных покупателей. А их детки, проживающие в крупных городах, обзаведутся квартирами в домах бизнес-класса. Это здорово, но мы точно уверены, что именно вот это и была цель украинской земельной реформы?

Если цель все же не в том, чтобы сделать богатыми дивизию местных чиновников, то процедура распоряжения землей в момент приватизации должна представлять собой не местечковый междуусобойчик, а нечто иное.

Читай также: Реформы: чему может научить Намибия

Что? Ну, например, общенациональную систему земельных аукционов, где в режиме реального времени видны все выставленные сейчас и запланированные к продаже на будущее участки, их назначение, условия использования, цены ранее проданных по соседству.

Сложно? Ничуть. Эта система легко формируется как надстройка над общенациональным земельным кадастром.

При наличии такой системы земельных аукционов все окажется прозрачно и понятно. Цены окажутся рыночными. Одна только печаль – головам сельсоветов и поссоветов не грозит судьба безбашенных миллионеров. Но, надеюсь, такую неприятность Украина как-нибудь переживет. Зато потенциальные и ныне существующие фермеры смогут прикупить или арендовать землю за разумную цену. Зато банки смогут видеть цену участков, предлагаемых в залог под кредит. Ну и местным бюджетам какая-никакая денежка достанется.

Читай также: Александр Крамаренко: Усталый огурец

Автодилерам жалеть не придется – к ним придут за ключами от хороших машин не “головы“, а фермеры. Пусть и не прямо вот так сразу, а через год-два-три. Зато покупателей таких будет не пять тысяч, а много больше. Вы только представьте себе тысяч сорок фермеров – долларовых миллионеров. Это в Украине вполне реально, если земельную реформу спроектировать правильно.