Абонентская плата за поставку газа в том виде, в котором она предлагалась в апреле, скорее всего, введена уже не будет. Тем более что это - даже не требование Международного валютного фонда, а обязательства, которые самостоятельно взяло на себя украинское правительство. В принципе, абонплата - это нормально, но в разы меньше, чем она была введена. Конечно, для столичного жителя заплатить дополнительные 50-60 грн в месяц - не такая уж и большая проблема. Но для сельского населения это - ощутимые деньги. А ведь на периферии живут почти 80% потребителей. Дешевле стало бы только для тех, кто потреблял много газа. То есть для богатых. Разумеется, это несправедливо. Но надеюсь, что в исправленном варианте решения Национальной комиссии по энергетике и коммунальным услугам все будет по-другому.
Читай также: Как изменятся тарифы для украинцев в июне
Если же говорить об абонплате за поставку тепла, то на данный момент никаких проектов пока нет. И это показательно на фоне того, как спешили с газом. Поэтому в ситуации с теплом, думаю, будут приниматься уже более взвешенные и обоснованные решения.
Либерализация рынка электроэнергии без роста цены произойти не может. Но в украинских условиях от прямых контрактов с продавцами смогут выиграть разве только крупные потребители. При этом тарифы для населения увеличатся в 2-3 раза
Вообще, абонплата за газ аргументирована тем, что сети (трубопроводные - Ред) нужно поддерживать и ремонтировать. Но при этом большая часть платы за транспортировку газа должна зависеть непосредственно от объема потребления. Более того, когда нам рассказывают о европейском опыте, правды в этом немного. Похожая практика есть только в одной стране Западной Европы - Нидерландах. При этом в 19 государствах ЕС применяются двухставочные тарифы, в составе которых есть маленькая абонплата, а большая часть платежа поставщику газа привязана именно к объему потребления.
Дальнейший пересмотр тарифов на энергоносители - это тоже предмет дискуссии. Например, стоимость воды уже выросла в мае по причине увеличения тарифов на электроэнергию для промышленности. Поскольку 35% затрат водоканалов - это и есть электроэнергия. Причем, еще феврале глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк заявил, что тарифы для населения на 60% ниже экономически обоснованных. Это вполне можно расценивать как намек, что стоимость электроэнергии может быть поднята еще вдвое. Вопрос лишь в том, как долго будут расти тарифы? Ведь если у нас в стране нормальной практикой стали схемы типа Роттердам+, которые выливаются в неоправданные тарифные платежи на десятки миллиардов, то такому повышению не будет конца.
Читай также: Кабмин утвердил формулу стоимости газоснабжения для населения
К слову, переход к свободному рыночному ценообразованию на электроэнергию в условиях отсутствия конкурентного рынка - тоже очень рисковая затея. А у нас на рынке среди производителей электроэнергии конкуренции попросту нет. Три госкомпании контролируют 65% рынка, еще 25% занимает ДТЭК. К тому же, наш локальный рынок изолирован и закрыт от внешних. Импорт, который мог бы создать конкуренцию, отсутствует. Выиграть от монополии благодаря прямым контрактам с продавцами смогут разве только крупные промышленные потребители. А вот для населения цена электроэнергии может вырасти примерно в два или три раза, для бюджетных учреждений и среднего бизнеса, возможно, в полтора или два раза.
Поэтому в таких квазиусловиях есть риск, что производители сильно поднимут цены на электроэнергию для конечных потребителей. А вот если будет создана настоящая конкуренция, тогда в такой модели есть смысл. Безусловно, либерализация рынка электроэнергии без роста цены произойти не может. Но разница между рыночной стоимостью для разных степеней монополизации всегда будет разная. И однозначно, что переход к свободному ценообразованию даст больше преимуществ. Главное условие, чтобы абоненты могли выбирать, у кого и когда закупать электроэнергию. Пока же конкуренции в украинской энергетике, к сожалению, не видно даже на горизонте.
Бывший член Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг - об абонплате за газ и отопление, а также о свободном рынке электроэнергии.
Текст является личной точкой зрения автора.