Ознакомившись с бюджетной резолюцией на ближайшие три года, я сделал неутешительный вывод. К сожалению, украинскую экономику ждет болото, которое будет подаваться под соусом улучшения жизни.
Читай также: Даниил Монин: Кто держит в должниках Украину на самом деле
Прежде всего, государство показывает, что не способно удерживать курс национальной валюты. Если год назад прогноз курса на 2018 год был в рамках 27,8 грн/долл и 28,4 грн/долл на 2019 год, то в новой бюджетной резолюции на 2018 уже “горит“ курс 29,3 грн/долл, а на 2019 год - 30,5 грн/долл.
Налог на выведенный капитал, который должен стать нашим экономическим безвизом, очевидно, канул в лету. Он просто исключен из направлений бюджетной и налоговой политики на 2018 год. Хотя упоминания о едином казначейском счете, механизм внедрения которого согласно Налоговому кодексу должен был до 1 июля 2017 года разработать Кабмин (равно как и ННВК), в бюджетной резолюции присутствуют. Да и запланированные доходы бюджета от налога на прибыль в размере 72,3 млрд грн на 2018 год не оставляют шансов на либерализацию одного из основных коррупционных налогов.
Читай также: Бюджетная резолюция Гройсмана нереалистичная - финансисты
Собственно, делиберализация вместо либерализации присутствует во всех направлениях Налоговой политики. Предпринимателей будут прессовать BEPS’ом (план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению прибыли из-под налогообложения), чтобы “не уклонялись“. А потребителей - ставками акцизов, размер которых приблизится к уровню акцизов в странах Евросоюза. Кроме того, на 2019-2020 годы запланировано проведение декларирования для всех физических лиц. Также власти намерены и дальше увеличивать размер минимальной зарплаты, что повлечет за собой рост ЕСВ-платежей для предпринимателей. Например, в 2018 году минимальная зарплата составит 3723 грн, в 2019-м - 4173 грн, в 2020-м - 4425 грн. Таким образом, минимальная сумма ЕСВ с 1 января 2018 года возрастет до 819 грн. Пропорционально росту минимальной зарплаты будет пересматриваться и прожиточный минимум. С 1 января 2018 года он составит 1762 грн, а с 1 декабря 2020 года - уже 2218 грн.
Вообще, государство интересным способом увеличивает свое присутствие в экономике и в распределении денег через себя. Если в прошлой резолюции было прописано, что сводный бюджет не должен превышать 33,3% ВВП, то в этом году уже цифр номинальных нет, но написано, что “…не выше, чем в 2017 году“. Хотя по факту в 2016 году сводный бюджет составил 35% ВВП, а на 2017 год планируется примерно на уровне 36,5% ВВП + еще 6% доходов от ЕСВ.
Пенсионной реформы тоже ждать не стоит. Можно рассчитывать разве только на частичную коррекцию солидарной системы, которую власти и называют реформой.
Читай также: Бюджетная резолюция 2020: как изменятся зарплаты, цены, налоги и штрафы
Впрочем, есть и проблески надежды, что изменения к лучшему все-таки будут. Например, в области медицины. Но, судя по всему, медицинскую реформу стартуют так медленно и постепенно, что мы можем этого не заметить. В сфере высшего образования начнут внедрять принцип “деньги за студентами, а не за вузами“. Но это только в приоритетных специальностях, и на данный момент непонятно, в каких.
Будет вводиться адресность социальных выплат. И хотя направление движения обозначено, о полной монетизации речь, скорее всего, не идет. Скорее, это некие полумеры с необходимостью больших админзатрат на реализацию предложенных механизмов.
В целом, номинальный ВВП будет расти. На 2018 год прогнозируется его размер около 3,25 трлн грн, на 2019 год - 3,61 трлн грн, а на 2020-й - 3,98 трлн грн. Рост реального ВВП планируется на уровне 3%. При этом инфляция - ниспадающая с темпами 7%,6% и 5% в год. Но с учетом того, что государство не способно удерживать курс в рамках ранее запланированного, долларовый ВВП будет расти не так быстро, как мог бы при более-менее стабильном курсе национальной валюты. Есть в бюджетной резолюции и откровенные неточности. Например, регламентируя повышение акцизов до уровня ставок в ЕС, авторы резолюции в доходной части бюджета на три года данный аспект совершенно не учли, что откровенно противоречит заявленным действиям.
Читай также: От редактора: Перспективу хочу
Расходная часть бюджетной резолюции тоже сформирована без учета обещанных государством реформ. Формально что-то объявлено, а в бюджете оставлено все по-старому. И кстати, текст резолюции не позволяет сделать вывод, что с 2019 года стартует трехлетнее планирование. Хотя бюджетное планирование на несколько лет Минфин объявил своим стратегическим интересом и планировал его запустить как раз в 2019 году.
Архитектор в проекте Oblik-Saas.
Текст является личной точкой зрения автора.