Июль начался с сообщений о том, что МВФ, якобы, согласился отложить проведение земельной реформы “на потом“. Потом одно за другим посыпались сообщения со ссылкой на “источники, близкие к переговорам“. Упомянули якобы договоренности якобы достигнутые на переговорах Петра Порошенко с Кристин Лагард о том, что пункт о проведении запуске рынка агроземли будет исключен из того раздела Меморандума Украины МВФ, который касается пятого транша.

Большая путаница

Читай также: Александр Крамаренко: Пацан сказал – а пацан ответит?

Но, что интересно, сами структуры МВФ не сказали об этом ничего - ни в четверг накануне запуска волны сообщений(29 июня), ни неделей позже(6 июля). Четверг - это не просто день недели. Это день, когда в штаб-квартире МВФ проводят еженедельные брифинги. Именно там объявляют ключевые новости и дают комментарии к ранее опубликованным сообщениям. Но ничего. От слова совсем.

Одновременно с земельной в ближайших планах еще две реформы - медицинская и пенсионная. Но штука в том, что у земельной есть хорошо организованный и располагающий ресурсами центр сопротивления. У пенсионной реформы центра сопротивления нет. Ну, если не считать таковым пару полудохлых псевдооппозиционных парламентских сил. У медицинской сопротивляющихся сил достаточно. Но как такового центра сопротивления нет.

И очень похоже, что где-то в больших уютных кабинетах с видом на элеваторы и колоссальные поля возникла идея “разменять“ отсрочку по земельной реформе на содействие в проведении пенсионной и медицинской реформ. Если это действительно так, новости плохи. Потому что проведение пенсионной в ее нынешней конфигурации никак не улучшит ни налоговый климат, ни условия пенсионного обеспечения для будущих пенсионеров. Даже дефицит Пенсионного фонда существенно не сократит вот прямо сразу.

По медицинской реформе - та же ситуация: отдаленные результаты, нет экономии прямо сейчас, госрасходы по Минздраву останутся на прежнем уровне, если не вырастут.

А вот отсрочка земельной реформы - удар прямо по экономике и сразу. Потому что высока цена вопроса.

Цена вопроса о земле

Читай также: От редактора: Попробуем платить себе

Отсрочка земельной реформы - это, прежде всего, сохранение коррупционных схем эксплуатации государственных земель. Их примерно 10 млн га сейчас. Сюда входят земли госпредприятий, Национальной академии аграрных наук, а также много чего еще.

Более того, огромные площади принадлежащей государству земли не-агроназначения по факту возделывается и используется для получения урожая. Без оплаты на счета госкомпаний или госструктур. Понятно, что не бесплатно отнюдь. Плата идет в карманы силовикам, которые это дело крышуют. Ну и распорядителям соответствующих земель.

Недавно мне рассказали анекдотичный случай, как кусок земли размером примерно 4 на 5 км втихую изъяли из использования одной из воинских частей где-то в центральной Украине и…. распахали под зерновые. Такое поле приносит около трех эшелонов зерна или кораблик грузоподъемностью под 10 тыс тонн. Это несколько миллионов долларов. В принципе, достаточно, чтобы расплатиться кэшем или переводами на офшорные счета.

Когда я задал идиотский вопрос о том “а продавать же его как?!“, то мне многозначительно хмыкнули и постучали по плечу двумя пальцами. Что в переводе на общепонятный язык означает: тут не только помогут ребята с “погонами“ собрать и до порта довезти, но еще и затаможат без отражения в соответствующих базах. Я, конечно, в это категорически не верю. Ну не может такого быть, чтобы промышленную партию зерна вывезли из страны нелегально. Не янтарь же. Но если таки вывозят, то мы имеем еще и невозврат валютной выручки в особо крупных. И при этом ребята, которые возделывают “черные“ земли, они вполне легально спокойно покупают технику, запчасти, горючее, средства защиты растений и прочее - и все это большей частью импортное. То есть способствуют трате валюты.

По итогам 2016-2017 года Украина экспортировала около 44,4 млн тонн зерна(преимущественно пшеница и кукуруза) и это без учета подсолнуха, рапса и сои - они считаются отдельно. То есть масштабы производства и экспорта агропродукции растут стремительно. И пока нет свободного рынка агроземель, будет расти и теневой сектор, и масштабы коррупции вокруг земельных дел.

И совсем немного валюты

Читай также: Александр Крамаренко: Отпустили на волю с валютой

Нацбанк ухудшил прогноз по состоянию валютных резервов на конец 2017 года - ожидавшихся 21 млрд долларов не достигнут. Официально говорят о том, что не успеют выбрать запланированные до конца года три транша кредита EFF от МВФ. Но на самом деле помимо этой причины есть и вторая: не лучшие перспективы экспорта продукции горно-металлургического комплекса.

В итоге государство начинает отставать от графика по накоплению валютных резервов под будущие массированные выплаты по внешнему госдолгу, которые начнутся с января 2019 года - осталось всего 17 месяцев. Конечно, можно надеяться на возможную реструктуризацию, но правительство пока даже не начинало переговоров о ней. Так что валюты будет нужно оооочень много.

НБУ будет скупать ее с рынка. И тем самым поддерживать падение гривны - ну нет у НБУ иных путей. Минфин может попробовать разместить новые внешние займы, чтобы расплатиться по прежним, но это вряд ли. Во-первых уровень закредитованности государства Украина все же великоват. Во-вторых, приостановка сотрудничества с МВФ(а дело пойдет именно к этому при отказе от земельной реформы даже на время) означает для частных кредиторов плохой сигнал - “им не верит МВФ, чего буду верить я?“.

Читай также: От редактора: Перспективу хочу

И вот в этом самом месте приток валюты под покупку земли у государства на аукционах(в меньшей мере) и у частных владельцев, получивших паи, - сильный фактор, который способен дать передышку и сбалансировать валютный рынок. Даже приход денег под покупку 1,5-2 млн га означает минимум плюс 3,5 млрд долларов или около 20% золотовалютных запасов НБУ. На руках у 6,9 млн граждан имеется паев примерно на 28 млн га(есть разные оценки, эта представляется наиболее точной). Еще примерно 10 млн га распылено по разным госструктурам и госкомпаниям. Вот эти земли и выйдут на рынок. Понятно, что никто не кинется продавать все и сразу - но примерно 5% будет так или иначе выставлено на продажу - отсюда те самые 1,5-2 млн га, о которых шла речь выше.

Но земельный рынок - штука инерционная. Если затянут запуск сейчас, то вполне могут подвести государство к ситуации, когда будут лихорадочно продавать массивы “крупным оптом“ и уже в 2019 году. Причем, продавать дешево и особо крупным покупателям. При таком раскладе мелким и средним фермерам не достанется ничего. Ну и доходы от продажи окажутся в 2-2,5 раза ниже. Такова цена решения(если его примут) о том, что “реформа зараз не на часі“.

Главный редактор журнала Деньги Александр Крамаренко.

Текст является личной точкой зрения автора.