С момента введения механизма блокировки НДС-накладных прошло уже более четырех месяцев. Тем не менее, как говорят представители малого и среднего бизнеса, за это время в лучшую сторону практически ничего не изменилось. Система как толком не работала, так и не работает. И компании, чьи операции необоснованно попадают под блокировку, вынуждены обращаться к активистам, в Украинский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциацию налогоплательщиков Украины и другие организации, чтобы разобраться, что именно происходит.
Читай также: Нина Южанина: Дайте бизнесу свободу
Усугубляет ситуацию и тот факт, что мы не владеем никакой статистикой о заблокированных накладных. В том числе, какова среди них доля схемных и «белых» операций. Этих цифр никто не знает. Любые данные, которые нас интересуют, закрыты. И даже по запросу комитета их не предоставляют ни Министерство финансов, ни Государственная фискальная служба. Но, исходя из той информации, которая у нас есть, и тех заявлений, которые делает Минфин, схемы с НДС по-прежнему существуют и в больших объемах.
Кроме того, после того, как был зарегистрирован законопроект №7115 о переводе системы приостановки регистрации налоговых накладных в тестовый режим, профессионалам стало понятно, что «скрутки» никуда не делись, а схемщики находят все новые и новые способы обойти критерии блокировки налоговых накладных. И они успешно с этим справляются.
Тем не менее, постоянный представитель МВФ в Украине сразу же после регистрации законопроекта №7115 прислал в комитет письмо о том, что фонд категорически не поддерживает отмену блокировки накладных. При этом мнение основывалось на информации, полученной от министра финансов Александра Данилюка, который использует все средства и инструменты для отстаивания своей позиции. Была бы его точка зрения правильной – пусть. Но если он не разбирается в вопросе, какое он имеет право влиять на мнение наших международных партнеров, которые, может быть, не успели разобраться в этой проблеме? Это просто унижает институт исполнительной власти, если она использует такие методы.
Поэтому мне кажется, что на комитетских слушаниях нам стоит более серьезно подойти к решению вопроса блокировки НДС-накладных. Ведь законопроект №7115 зарегистрирован в парламенте уже почти два месяца, но с тех пор работа по нему не ведется. Хотя появление этого документа однозначно должно было дать импульс Минфину для принятия кардинальных решений, которые позволят исправить ситуацию. И если мы на слушаниях увидим, что положение действительно настолько плачевно, то, мне кажется, это послужит сигналом для правительства больше не занимать противоположную позицию и не делать вид, что ничего не происходит. Вообще, с малым и средним бизнесом так поступать нельзя. За него некому заступиться, так как у предпринимателей нет средств для организации массовых акций протеста, и нет возможности лоббировать свои интересы в Минфине.
Читай также: Как добиться прозрачного возмещения НДС из нового реестра
Расстраивает также и то, что новый реестр возмещения НДС не работает в том виде, который определен прямыми нормами Налогового кодекса. Предполагалось, что это должен быть прозрачный автоматический реестр, в который «подтягиваются» все базы данных, и каждая компания, претендующая на бюджетное возмещение, может увидеть, на какой стадии находится ее заявка. Но от плательщиков я уже неоднократно слышала о том, что к ним приходят с целью проверить формирование налогового кредита. Так что я не совсем понимаю, как в таких условиях работает прямая норма о безапелляционности налогового кредита, который прошел регистрацию после 1 июля 2017 года, и на каких основаниях фискальные органы продолжают проверки? Где нормы, которые регламентируют законность их действий?
Поэтому, если ГФС и Минфин не будут продолжать активно совершенствовать схемы контроля и мониторинга, мы потеряем возможность прозрачного и своевременного возмещения НДС. А если вдруг что-то не удастся – крайним снова окажется проект закона №7115. Но это нечестно, потому что все инструменты в руках Минфина и налоговиков. И если они неумело ими воспользуются, ответственность за это будет лежать исключительно на них.
Председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики