Нина Южанина: Дайте бизнесу свободу

Председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики – о том, как решить проблему тотальной блокировки НДС-накладных
Нина Южанина: Дайте бизнесу свободу
Нина Южанина

Июль и август принесли украинскому бизнесу немало негатива. Это связано с тем, что ни Министерство финансов, ни Государственная фискальная служба не отработали тестовый режим блокировки НДС-накладных как следует. И здесь больше вины Минфина. Ведь по нормам закона, именно он должен быть ответственным за процедуру полного приостановления регистрации налоговых накладных. Поэтому министерству ни в коем случае нельзя было упускать тестовый режим или работать только над технической составляющей этого процесса. Минфину следовало включаться в процесс и анализировать, какое количество накладных и по какой причине может быть приостановлено, чтобы избежать проблем после запуска механизма блокировки в полноценную эксплуатацию. Но этого не произошло, и выясняется, что теперь у бизнеса постоянные проблемы с налоговой. Кроме того, компании вынуждены дополнительно платить в бюджет из-за того, что не могут получить налоговый кредит от своих контрагентов.

Читай также: Нина Южанина: О налогах нужно говорить

Такая ситуация не может продолжаться долго, и ответственность за приостановку накладных нужно возложить на один орган. А так как процесс блокировки сопровождает фискальная служба, то, мне кажется, соблюдение критериев, равно как и их пересмотр, надо также передавать ГФС. Это очевидно, поскольку практика доказала: изменение критериев блокировки через Минфин – очень длительная процедура, на которую уйдут месяцы. К тому же, у нас есть система рисков, успешно реализованная на таможне, которая курируется центральным аппаратом ГФС.

Точно так же можно передать фискальной службе разработку и установление критериев приостановки регистрации налоговых накладных. И тогда плательщик будет четко понимать, почему он попадает под такую блокировку и что ему делать. Должна признать, что, например, подача технологической таблицы, которая была предусмотрена после первой блокировки, привела к тому, что у большинства субъектов хоздеятельности, которые занимаются производством или предоставлением услуг, все налоговые накладные оказались в принципе заблокированы.

До сих пор не решен и вопрос передачи баз данных от ГФС Минфину. Насколько я знаю, в июле некая комиссия приступила к их аудиту. И это при том, что аудит должен был завершиться еще до июля. Кроме того, меня смущает состав этой комиссии, в которую вошли представители фискальной службы, хотя в законе №1797 (изменения в Налоговый кодекс – Ред.) предусмотрено, что аудит должен быть независимым. Только в таком случае можно гарантировать его объективность. 

Не совсем понятно, почему затормозилась работа над законопроектом о службе финансовых расследований. По крайней мере, народных депутатов к его обсуждению из Минфина никто не привлекал. В ближайшее время я буду говорить с представителями комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, чтобы понять, как мы можем взаимодействовать дальше. Возможно, стоит объединить усилия наших комитетов и совместно работать с Минфином. Но однозначно в вопросе создания нового органа по финансовым расследованиям мы должны как можно быстрее сдвинуться с места.

В целом же кардинальные изменения в Налоговом кодексе пока не планируются. Насколько я понимаю, бюджет на 2018 год готовится правительством на старой налоговой базе. В то же время мы начнем прорабатывать с Кабмином вопрос о налоге на выведенный капитал и выясним судьбу других предложений, которые ожидаются от правительства. Ведь правительство в течение года так и не озвучило поправки в НКУ в отношении льгот для поддержки отдельных отраслей экономики, а  таких законопроектов в комитете около 400. Только после этого можно говорить о чем-то предметно.

Читай также: Торопятся, но опаздывают: как правительство перезапустит экономику Украины

Вообще, я не понимаю, почему мы топчемся на месте и не делаем никаких шагов по развитию малого и среднего бизнеса, стимулированию внутреннего производителя. Необходимо думать о том, как понижать нагрузку на фонд заработной платы, для кого ее нужно понижать. А нам не удается расширить базу налогообложения по ЕСВ именно из-за того, что большая часть зарплат продолжает выплачиваться в конвертах. И с этим явлением тоже надо бороться.

Любые налоговые изменения будут зависеть от того, что мы будем обсуждать с депутатами и Кабмином и к какому решению придем. Многое зависит и от проекта бюджета, который правительство, надеюсь, презентует в установленный законодательством срок, то есть до 15 сентября.

Председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Текст является личной точкой зрения автора.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 17 от 14 сентября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 17 від 14 вересня 2017 року українською мовою.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK