Результатом прошлогоднего противостояния бизнеса, который пострадал от несовершенной системы блокировки НДС-накладных, и защитников этой системы стало принятие закона № 2245-VIII. Он предусматривает, что со следующего дня после его публикации (с 31 декабря 2017 года) “старый“ порядок приостановления регистрации налоговых накладных, действовавший с 1 июля 2017 года, теряет силу.

Читай также: Юлия Дроговоз: Остается проблемой

Возобновление регистрации налоговых накладных по новому порядку будет происходить после его разработки и утверждения Кабинетом Министров (это должно произойти до 1 марта 2018).

Также вводятся переходные положения, согласно которым:

- налоговые накладные, заблокированные до 1 декабря 2017 года, по которым были представлены объяснения и копии документов, подтверждающие реальность соответствующих операций, либо получены решения комиссии ГФС об отказе в их регистрации и приняты меры по обжалованию таких решений в административном и/или судебном порядке, подлежали “автоматической“ регистрации 2 января 2018 года;

- налоговые накладные, заблокированные после 1 декабря 2017 года, по мере дачи пояснений и копий документов проходят процедуру разблокировки по старому порядку.

В то же время переходными положениями закона № 2245-VIII вообще не предусмотрена процедура разблокировки налоговых накладных, не попавших ни в первую, ни во вторую категорию. Исправить эту ситуацию можно только путем разблокировки таких налоговых накладных уже по новому порядку, который, напомню, должен утвердить Кабмин.

Кроме того, после долгих дискуссий и переголосования в Верховной Раде закона № 2245-VIII глава Верховной Рады подписал его только 27 декабря 2017, а президент – 30 декабря. Именно поэтому регистрация налоговых накладных растянулась во времени со 2 января как минимум по 12 января. По заявлению и. о. главы ГФС Мирослава Продана, на сегодня все еще остается часть неразблокированных накладных. Их регистрация может продлиться до середины февраля. Также не удалось избежать и ошибок. В частности, регистрировались заблокированные накладные, по которым не подавались пояснения и копии подтверждающих документов, либо налоговые накладные, по которым налогоплательщики не обжаловали негативные решения комиссии ГФС.

Читай также: Юлия Дроговоз: Хватит экспериментов!

Таким образом, с одной стороны, задержка в подписании закона и его “сырые“ нормы создали условия для ненадлежащего их исполнения. С другой стороны, проявились все организационные и технические недостатки в работе ГФС по учету административных и судебных жалоб, поданных бизнесом. В результате имеем не только нарушение требований закона № 2245-VIII, но и нарушение прав налогоплательщиков, которые не получили в предусмотренный срок регистрацию налоговых накладных и не сформировали налоговый кредит своим покупателям.

Немало вопросов есть и к проекту постановления Кабмина о новом порядке приостановки регистрации налоговых накладных. Этот проект разрабатывает ГФС. Но при этом у Министерства финансов несколько иное видение концепта этого проекта.

Особенностями порядка по версии ГФС станет расширение перечня признаков, соответствие которым будет “отсекать“ плательщиков от процедуры идентификации рисковых операций и сможет вывести реальный сектор из-под блокировки налоговых накладных. В частности, ГФС предложила снизить критерий налоговой нагрузки с 5% до 1,5%, учитывать имеющиеся у плательщиков активы (недвижимость, собственные и арендованные земельные участки, другие основные средства), принимать во внимание типовые и регулярные операции и т.д. Однако у ГФС может появиться право идентифицировать фиктивные компании на основании ряда критериев и в случае их обнаружения – блокировать налоговые накладные по признакам рискованности не операций, а плательщиков. Кроме этого, проект содержит норму, которая решает проблему с налоговыми накладными, заблокированными до 1 декабря 2017 року и не попавшими под “автоматическое“ разблокирование. Предложения Минфина, подготовленные при участии экспертов Реанимационного Пакета Реформ, предусматривают процедуру исключительно автоматической блокировки налоговых накладных (против “ручника“ категорически высказался государственный секретарь Министерства финансов Евгений Капинус); организацию комиссий на центральном уровне ГФС, а не на уровне областей и Киева; проведение инвентаризации товаров тех компаний, чьи налоговые накладные заблокированы, что подразумевает выездные проверки.

Читай также: Юлия Дроговоз: Разделить на своих и чужих

Правда, проект еще находится на этапе доработки. Поэтому до утверждения Кабмином редакция, согласованная ГФС и Министерством финансов, должна пройти широкое общественное обсуждение и быть вынесена на рассмотрение правительственного комитета по вопросам экономической, финансовой и правовой политики.

Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 1 от 25 января  2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 1 від 25 січня 2018 року українською мовою.