Юлия Дроговоз: Хватит экспериментов!

Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей – о том, чем обернулся для бизнеса механизм блокировки НДС-накладных
Юлия Дроговоз: Хватит экспериментов!
Юлия Дроговоз

С 1 января 2017 года вступили в силу нормы Налогового кодекса, которые предусматривали запуск мониторинга НДС-накладных и остановки их регистрации в соответствующем реестре. С 1 апреля по 30 июня 2017 года мониторинг должен был работать в тестовом режиме, во время которого налоговая служба планировала выявить и устранить его недостатки.

Читай также: Михаил Кухар: “Снимать мораторий нужно, но только после...”, или Как сорвать реформу

Однако фактический тестовый период начался именно 1 июля 2017-го, и то, только для ГФС и Министерства финансов. Ведь именно администраторы и главные методологи механизма блокировки налоговых накладных, начиная с 1 июля, вносили изменения в нормативные акты, программное обеспечение, создавали электронные документы, разрабатывали средства и каналы для передачи или обмена информацией.

При этом для налогоплательщиков, на которых система тестировалась и проходила все этапы апробации, новый режим приостановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки работал в полную силу. Причем, все это на фоне неудачных критериев оценки степени риска, способных ловить преимущественно представителей реального бизнеса, отсутствия технической возможности для быстрого предоставления копий документов, затягивания и нарушения всех возможных сроков, установленных для рассмотрения жалоб плательщиков.

Под мониторинг попали, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса – производители, перевозчики, строители, те, кто занимается оптовой торговлей, сельскохозяйственные предприятия. И его результатом стала потеря покупателями налогового кредита, задержка оплат за товары и услуги, приостановка и расторжение договоров, штрафные санкции за нарушение договорных условий в том числе.

Фиктивный налоговый кредит как был, так и остался предметом торговли и «впрыскивается» в систему без помех. А это значит, что пока реальный бизнес платил миллиарды в бюджет, для кого-то была сохранена коррупционная схема и возможность в обход системы мониторинга (СМКОР) без лишних проверок занижать свои обязательства перед госказной, и даже получать автоматом суммы бюджетного возмещения.

Для решения этой проблемы и преодоления недостатков механизма блокировки, народными депутатами – членами парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики был разработан проект поправок в НКУ, зарегистрированный в Верховной Раде под № 7115.

Читай также: Юлия Лукошкина: Да, но еще нет

Этот законопроект предусматривает введение тестового режима для СМКОР, которая будет работать без фактической остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки. Также предлагается урегулировать вопрос регистрации накладных, остановленных во время действия системы в полноценном режиме. Отдельные нормы законопроекта сохраняют право ГФС в некоторых случаях останавливать регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки под персональную ответственность должностных лиц фискальной службы, принимающих соответствующие решения. А в качестве предохранителя для злоупотреблений вводится принцип молчаливого согласия для регистрации накладных и перечень агрегированной публичной информации. Она будет размещаться на сайте ГФС, предоставив возможность для углубленного анализа статистических данных и эффективности как СМКОР, так и системы ручной блокировки.

Проект также предлагает частично решить проблемы с уже заблокированными НДС-накладными. Он обязывает автоматически зарегистрировать все налоговые накладные/расчеты корректировки, относительно которых по состоянию на 11 сентября 2017 года были предоставлены подтверждающие документы, или была начата процедура административного/судебного обжалования.

Тем не менее, законопроект № 7115 не устанавливает дату завершения тестового режима, поскольку неизвестно, какое время необходимо для устранения недостатков системы. К тому же, отсутствует абсолютная уверенность в возможности усовершенствования механизма блокировки до того уровня, который исключил бы его влияние на реальный сектор экономики.

Читай также: Олег Назаренко: Отмена автопошлин - для всех, а не только для избранных

Вместе с тем, № 7115 – компромиссный вариант, который позволит сбалансировать интересы плательщиков и государства, и на сегодня является единственным предложенным властями средством решения накопившихся за июль–сентябрь проблем.

При ближайшем рассмотрении блокировка НДС-накладных стала большим экспериментом, который проводится на живом бизнесе и на реальных финансовых потоках, нанося налогоплательщикам огромные убытки.

Именно поэтому бизнес, несмотря на определенные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации законопроекта № 7115, выступает за его принятие, так как считает, что плюсов будет гораздо больше.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 19 от 12 октября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 19 від 12 жовтня 2017 року українською мовою.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK