В апреле 2018 года я опубликовал исследование, в котором провел подробный анализ механизмов, способных обеспечить ускорение экономического роста экономики Украины. Одним из элементов возможного роста ВВП является изменение подхода в налогообложении прибыли предприятий. Речь идет о налоге на выведенный капитал, которым с 1 января 2019 года предлагается заменить налог на прибыль. Это даст украинскому бизнесу возможность вкладывать высвобожденные средства в свое развитие.
Читай также: Даниил Монин: Социал-популизм убивает экономический рост
Но запуск НнВК требует балансировки государственных финансов. В моей работе был представлен анализ развития экономики Украины на 2018-2021 годы, а также – вариант сбалансированного бюджета государства, который предусматривает «старт» НнВК с 01.01.2019 в рамках бюджетного дефицита, запланированного Министерством финансов на ближайшие несколько лет.
Краткий итог проведенного исследования следующий:
- номинально экономика Украины (ВВП) вырастет с 3 трлн. грн. в 2017 году до 5,2 трлн. грн. к 2021 году без НнВК и до 5,4 трлн. грн. – при условии его запуска;
- в долларовом эквиваленте экономика вырастет с 112 млрд. долл. в 2017 году до 164 и даже 168 млрд. долл. (если будет запущен НнВК) при прогнозном среднем курсе 31,8 грн./долл. в 2021 году;
- потери доходов государства после запуска НнВК составят 0,7–1% на 2019–2021 годы.
В целом, это более оптимистичный прогноз, чем формируют сейчас Министерство экономразвития и торговли и Министерство финансов, где номинальный рост экономики к 2021 году ожидается несколько ниже. Основная причина – это инфляция. И она больше, чем планирует НБУ и правительство.
В частности, Национальный банк ожидает в 2018 году ускорение роста ВВП с 2,6% в первом квартале до 4,0% в четвертом квартале с общей динамикой по итогам года на уровне 3,4%. А на 2019 и 2020 годы НБУ прогнозирует замедление положительной динамики ВВП до 2,9%.
Министерство финансов представило свой вариант прогноза в неопубликованном пока проекте Направлений бюджетной политики на 2019–2021 годы. В 2019 году Минфин предполагает рост ВВП на 3,6%, в 2020 году – на 4%, в 2021-м – на 6,3%.
Должен отметить, что на фоне наращивания объемов экспорта у предприятий будут оставаться ресурсы на проведение капитальных инвестиций, способствующих росту ВВП. В то же время, капитальные инвестиции в украинской экономике все еще находятся на очень низком уровне (фактически в два раза ниже, чем в середине 2000-х годов). В 2017 году приток капитальных инвестиций фактически прекратился и остается на уровне менее 14% ВВП, а прогноз роста до 16% не оправдался. Стимулирование инвестиций должно разогреть экономику. Однако запуск налога на выведенный капитал, который формирует налоговые стимулы к инвестированию, опять был отложен.
Читай также: Даниил Монин: Дорогие вы наши
Тем не менее, исходя из расчетов проведенных группой экспертов Украинского института будущего, НнВК должен давать дополнительный рост экономики на уровне 0,8–1,9% ВВП, что может в течение ближайших трех лет обеспечить дополнительные 45–150 млрд. грн. номинального ВВП. Данные значения будут достигаться как выходом части теневого ВВП, формируемого за счет минимизации прибыли, что дает прибавку к номинальному ВВП, так и эффектом увеличения инвестиций.
Номинальный ВВП Украины на 2018 год заложен на уровне 3,245 трлн. грн. На основании этой цифры и был рассчитан бюджет на 2018 год. В то же время, с учетом того, что уровень номинального ВВП по итогам 2017 года составил 2,982 трлн. грн. вместо запланированных 2,845 млрд. грн., перерасчет показывает, что номинальный ВВП в 2018 году достигнет 3,545 трлн. грн. А это выше правительственных прогнозов. Вместе с тем, результаты моделирования показали, что в связи с запуском НнВК сводный бюджет на 2019 год можно свести с дефицитом, который меньше ограничений, заложенных Министерством финансов.
По моим расчетам, сбалансированный консолидированный бюджет в 2019 году будет сведен с дефицитом 1,6%, на 2020 год – с дефицитом 1,0%, а в 2021 году – с профицитом 0,1%. Это дает определенный запас для корректировки расходов государства в сторону увеличения от базового прогноза. В целом, результаты анализа показали, что причин откладывать запуск НнВК по причине невозможности сбалансировать бюджет – нет. Причина может быть только одна: отсутствие политической воли у президента Украины и его администрации.
Соавтор альтернативной версии налоговой реформы