Повышение эффективности госрегулирования и надзора за деятельностью небанковских финучреждений – важное условие развития рынков финансовых услуг. Слаженная работа всех элементов регуляторной системы, снижение излишней бюрократичности надзорного аппарата и чрезмерной заурегулированности разрешительных процедур являются положительными факторами не только с точки зрения операторов финансового рынка, поднадзорных регуляторам, но и потребителей финансовых услуг. Ведь именно они в конечном итоге оплачивают расходы на управление рисками, которые заложены в стоимость финансовых продуктов. В этом контексте большое значение имеет внедрение эффективной регуляторной модели, при которой количество органов и функций госнадзора будет сведено к минимуму, а дублирование этих функций разными регуляторными органами – полностью исключено.

Читай также: Александр Крамаренко: Пчелы против меда или монополия на распил

На решение данной задачи направлен законопроект №2413а “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг“ (т.н. законопроект о “сплите“- прим.ред.), зарегистрированный еще в 2015 году, который Верховная Рада спустя год приняла в первом чтении.

В настоящее время функции по регулированию финансовых рынков разделены между НБУ, который выступает регулятором банковского сектора; НКЦБФР, которая занимается профессиональными участниками фондового рынка; Нацкомфинуслуг, которая регулирует деятельность страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов и ломбардов. Упомянутый законопроект предлагает перераспределить эти функции между двумя регуляторами. А именно, между НКЦБФР, к которой перейдут полномочия по надзору за негосударственными пенсионными фондами, фондами финансирования строительства и фондами операций с недвижимостью, и НБУ, который станет регулятором для всех остальных финансовых учреждений. В том числе и тех, которые сейчас подконтрольны Нацкомфинуслуг.

Такой подход вполне оправдан, принимая во внимание, что на сегодняшний день многие финансовые структуры работают в рамках групп, которые включают в себя и банк, и страховую компанию, и факторинговую компанию. А потому целесообразно осуществлять за ними надзор на консолидированной основе. В случае принятия данного законопроекта НБУ станет основным лицензирующим органом, выдающим лицензии как банкам, так и большинству небанковских финансовых учреждений. Хотя на этапе обсуждения данного законопроекта выдвигались и другие идеи. Например, закрепить функции по регулированию страховой деятельности за Министерством финансов Украины.

Читай также: Как найти выгодную кредитную карту

Следует учесть, что разделение функций Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР является одним из обязательств Украины согласно меморандуму сотрудничества между Украиной и МВФ. Укрупнение финансовых регуляторов видится одним из путей снижения расходов на бюрократический аппарат и дерегуляции национальной экономики, что позитивно оценивают иностранные кредиторы.

В мировой практике концентрация контрольных функций в рамках одного или двух регуляторных органов является достаточно распространенным явлением. Ведь если финансовая компания вынуждена выполнять требования нескольких регуляторных органов, повышаются риски применения санкций за их невыполнение. А значит, растут и репутационные риски для компании. Кроме того, в современном мире с каждым годом возрастает количество инновационных финансовых продуктов, сочетающих в себе элементы банковских операций и небанковской финансовой деятельности, а также финансовых посредников, предлагающих такие продукты. Вполне логично, что единым регулятором в этом отношении должен выступать центральный банк. Как показывает опыт, мегарегуляторы в целом лучше справляются с обеспечением стабильности финансовой системы и выявлением надвигающихся кризисных явлений в экономике.

В то же время вопрос о том, насколько эффективен будет НБУ при выполнении новых, несвойственных ему функций, насколько взвешенным будет его подход при регулировании небанковского сектора, пока остается открытым. Все-таки основная функция НБУ, согласно ст. 99 Конституции Украины, это обеспечение стабильности денежной единицы Украины – гривны. И с выполнением даже этой основной функции пока не все идеально.

Читай также: Золотовалютные резервы Украины превысили 18 миллиардов долларов

Не стоит забывать, что надзор в банковском и небанковском секторах требует применения различных подходов, с учетом специфики ведения бизнеса соответствующими компаниями. В этом контексте узкая специализация регуляторов, которые контролируют отдельные сегменты финансового рынка, может оказаться более полезной. Альтернативой принятому в Украине секторальному (институциональному) подходу при распределении функций регуляторов, когда каждый из них курирует отдельные сегменты финансового рынка (банковский, страховой сектор, рынок ценных бумаг и пр.), может служить функциональный подход. Его суть в том, что между двумя регуляторными органами разделены две основные задачи финансового регулирования – обеспечение стабильности финансовой системы, с одной стороны, и надзор за ведением бизнеса и защита интересов потребителей финансовых услуг, с другой.

В любом случае, административная реформа в сфере финансового регулирования должна быть направлена на уменьшение точек соприкосновения государства и бизнеса. А также на упрощение разрешительных процедур и сокращение сроков их проведения, на сведение к минимуму вмешательства регулятора в хозяйственную деятельность финансовых учреждений.

Полностью свежий номер журнала “Гроші“ можно приобрести онлайн.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.