Это очень громкое дело – самое крупное поглощение отечественного банка за последние 4 года. Да еще и с таким скандалом. Если совсем-совсем кратко, то конфликт вокруг ПИБа учит вот чему: да, отстаивать интересы в международных судах нужно и делать это надо грамотно; нет, игнорировать решения международных судов нельзя, потому что можно понести потери в самых неожиданных местах. Конечно, Украина права, когда требует возместить нанесенный оккупацией Крыма ущерб. Но Киев вряд ли прав, игнорируя решения Стокгольмского арбитража, который уже не раз и не два становился на его сторону по другим делам, например, по спорам с Газпромом.

  • Проминвест немного арестован

Что произошло и вокруг чего скандал? Если совсем все упростить, не особо вдаваться в детали, то ситуация такова: государство Украина и украинские бизнесмены пытаются судиться в Гааге с государством Российская Федерация, чтобы получить возмещение ущерба, нанесенного в результате аннексии Крыма.

Читай также: Банки поменяли условия срочных депозитов в гривне

В сентябре 2018 года Апелляционный суд Киева арестовал акции Проминвестбанка и ограничил его деятельность по иску работавших в Крыму компаний, связанных с Игорем Коломойским, - в рамках выполнения решения Международного арбитражного суда в Гааге о взыскании компенсации с России. Причем тут Проминвестбанк – потому что он с 2008 года является “дочкой“ российского государственного Внешэкономбанка (ВЭБ). То есть это зарубежный актив, принадлежащий российскому государству.

В мае 2019 года судебный исполнитель Минюста Украины принял решение о продаже арестованных акций банка. Однако Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма(его обычно называют Стокгольмским арбитражем) 28 августа 2019 года запретил Украине продавать акции ПИБа и обязал ее возместить ВЭБу понесенные арбитражные расходы.

В свою очередь Министерство юстиции Украины 21 октября 2019 года подало апелляцию в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма на соответствующее решение арбитража.

Киевский апелляционный суд 18 декабря 2019 года удовлетворил ходатайство Минюста и приостановил рассмотрение дела по иску ВЭБа относительно исполнения решения Стокгольмского арбитража до принятия Арбитражем решения по апелляции.

Читай также: В Украине прибыль банков выросла на 22%

В этом месте отечественные власти, включая Минюст, наверное же, должны бы перестать что-либо пытаться сделать с акциями ПИБа до того самого момента, пока не получат в Стокгольме устраивающее их решение. После чего выставить акции ПИБа на торги и продать их за максимально возможную цену, ведь наличие юридических проблем вокруг сделки, конечно же, мешает получить эту самую максимально возможную цену. Логично? Да, но нет.

Вместо этого сперва были предприняты две попытки провести аукцион по продаже арестованных акций с торгов - но на обоих первых аукционах не оказалось покупателей. На третьем аукционе, запланированном на 11 февраля 2020 года покупатель объявился, а стартовая цена была снижена вдвое против первого аукциона – до 266,049 млн грн. В качестве покупателя заявила себя финкомпания “Гелиос“ (Киев, зарегистрирована в июле 2018 г.) с уставным капиталом в 5,05 млн грн. Особо громкими сделками компания не знаменита, она принадлежит Николаю Дуднику(1983 г.р.). Но февральский аукцион был заблокирован решением Окружного административного суда Киева от 11 февраля 2020 года по иску самого Проминвестбанка. Суд наложил запрет на принудительную продажу акций вплоть до вступления в законную силу решения, принятого по результатам судебного рассмотрения административного дела по существу.

И вот 3 марта Административный апелляционный суд Киева своим решением от 3 марта отменил действие постановления Окружного админсуда Киева от 11 февраля  И 4 марта аукцион по продаже принадлежавших Внешэкономбанку(РФ) 97,7726% акций ПИБа состоялся на фондовой бирже ПФТС. Сумма сделки - 268,7 млн грн при начальной стоимости все те же 266,049 млн грн.

Читай также: Ипотечный офис Укргазбанка уже выдал украинцам почти 500 сертификатов на сумму 272, 7 млн грн

Самое пикантное в этой сделке – отсутствие публичной информации о том, кто именно счастливый покупатель. Почему покупатель счастливый, становится ясно после изучения информации о том, что собой сейчас представляет Проминвестбанк – об этом чуть ниже. Впрочем, накануне аукциона сообщалось, что, якобы, в торгах были готовы принять участие три компании: ООО “ФК “Фортифай“( бенефициар - Сергей Фаткуллин), ООО“ФК “Женева“(конечный владельц - Антониоу Константинос)  ООО “Кредитное учреждение “Инвестиционное“(бенефициар - Владимир Капустин). Но официально подтвержденной информации о том, что они принимали участие в торгах, на 10 марта опубликовано не было.

А самое интересное в этой сделке – возможные последствия от продажи ПИБа в обход решения Стокгольмского арбитража.

Еще одна важная деталь: сделка не была согласована с НБУ, хотя украинское законодательство требует такого согласования. И в Нацбанке были настолько возмущены игнорированием законов, что заявили, что могут признать банк неплатежеспособным: “Особа, яка набула істотну участь без такого погодження, може бути позбавленою права голосу та оштрафованою, тоді як структура власності самого банку може бути визнаною непрозорою. Непрозора структура власності може стати підставою для віднесення банку до категорії проблемних, а згодом – у разі неусунення порушення – банк може бути визнаний неплатоспроможним“. Кстати, а зачем было так рисковать и дразнить Нацбанк?

По состоянию на утро 10 марта в системе SMIDA данные о новом акционере отсутствовали. То есть, похоже, сделка еще не была закрыта.

  • Что такое ПИБ и ради чего может быть шум

По поводу правомерности или неправомерности действий отечественных властей, которые проигнорировали решение Стокгольмского арбитража, уже одна за другой появляются публикации, юристы спорят в медиа до хрипоты. Тем временем, старший вице-президент правового блока ВЭБ РФ Игорь Краснов заявил 5 марта следующее: “Мы приложим все законные усилия к компенсации наших потерь за счет активов Украины на территории иностранных юрисдикций“.

Читай также: В Днепре банкиры оформляли кредиты на граждан без их ведома

Формально ситуация для российского экс-акционера в случае доведения сделки о продаже акций ПИБа до завершения выглядит так: есть решение Стокгольмского арбитража, которое такую продажу прямо запрещало, Украина проигнорировала это решение, акционер будет добиваться получения компенсации.

Мы можем сколько угодно ссылаться на ущерб от российской оккупации, но в данном случае ситуация выглядит так, что отечественные власти дали повод преследовать активы Украины за рубежом на сумму тех потерь, которые захотят нарисовать в Москве. Ранее ВЭБ публично оценивал свои инвестиции в ПИБ в 2,7 млрд долларов – капиталовложения были сделаны с 2008 года и позднее, когда российский госбанк реанимировал ставший неплатежеспособным тогда Проминвестбанк.

Разумеется, миллиарды долларов – это в настоящее время скорее фигура речи, чем реальная оценка.  ПИБ в последние несколько лет сворачивал свою деятельность из-за наложенных на него Украиной санкций. Например, из более полусотни отделений осталось одно – центральное. И все же практически неработающий ПИБ, согласно данным Нацбанка Украины, на 1 января 2020 года по размеру общих активов - 36,932 млрд грн(эквивалент около 1,58 млрд долл), занимал 12-е место среди 75 украинских банков.

Читай также: Эксперт о махинациях банкиров: "Нужно заставить людей читать документы"

Банк был настолько неработающим, что на 6 февраля 2020 года планировалось проведение собрание акционеров, в повестке дня которого стоял вопрос о… сдаче банковской лицензии: “3.    Про припинення здійснення ПАТ “Промінвестбанк“ банківської діяльності без припинення юридичної особи. Проект рішення: Припинити здійснення ПАТ “Промінвестбанк“ банківської діяльності без припинення юридичної особи“(из распространенного набсоветом банка сообщения о собрании акционеров). Правда, собрание акционеров не состоялось ввиду неявки представителей ВЭБ(РФ).

Но если вдуматься, получается парадокс: ситуация выглядит так, будто проведенная вопреки решению Стокгольмского арбитража принудительная продажа акций за 10 с небольших миллионов долларов может дать повод к попыткам взыскать с Украины зарубежных активов на сотни миллионов долларов – в пользу российского госбанка.

Еще одни не вполне очевидные, но возможные негативные последствия: ухудшение позиций украинских участников газовых споров в Стокгольмском арбитраже. Все верно, никакого прямого отношения дела ПИБа к газовым делам не имеют, но наверняка судьи/арбитры не забудут о том, как украинские власти проигнорировали решение Стокгольмского арбитража.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook