Хотя закон называется "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві", он, на самом деле должен называться иначе – "об увеличении налоговой нагрузки". Начнем разбирать его по косточкам.
До принятия законопроекта 1210 налог с дохода от продажи со второго и далее транспортных средств составлял 5%, с нерезидентов снимали 18%, а первая продажа не облагалась налогом вообще.
Что изменил 1210? Первую продажу не тронули, вторую оставили 5%, а следующие для всех сделали по 18%.
Выглядит оно примерно так:
Читай также: Сроки подачи деклараций о доходах продлили
"100. У статті 173:
1) у пункті 173.2:
в абзаці другому слова "двох та більше об’єктів" замінити словами "другого об’єкта";
доповнити абзацом такого змісту:
"Дохід, отриманий платником податку від продажу (обміну) протягом звітного (податкового) року третього та наступних об’єктів рухомого майна у вигляді легкового автомобіля та/або мотоцикла, та/або мопеда або іншого транспортного засобу"
Я понимаю, что это сделано, якобы, ради атаки на перегонщиков, прежде всего. Единственный вопрос в чем смысл? Это единственная проблема? Доступность дешевых авто в бедной стране после жесточайшего коронакризиса? В стране, которая собственной автосборки не имеет и не будет иметь в ближайшие 5 лет, хоть пошлины в 100% объяви? Не потому, что мы косорукие, я вот как раз уверен, что автосборку наладить технических и кадровых проблем нет. Но при рынке всех новых легковых авто меньше 100 тыс в год, вряд ли один бренд откусит долю больше 25%. 25-30 тыс авто в год – это неприемлемо мало.
Читай также: Экономист рассказал, как правильно посчитать свои доходы
Такое предприятие будет рентабельно только для сборки в стиле «прикрутили колеса, поставили аккумулятор на место». Что ничем от импорта не отличается по части создания рабочих мест. Реальная автосборка начинается от 100-200 тыс авто одного бренда год, чего украинский рынок точно не переварит самостоятельно. Экспорт? После кризиса рынки забиты дешевыми новыми авто с имеющихся в КНР колоссальных по производительности заводов. Поставки на рынок ЕС? Туда пошлина и, вероятно ограничения – своих бы автопроизводителей им спасти.
Итого: на ближайший год в Украину будет течь жиденький ручеек новых авто и приличный поток авто бывших в употреблении. И никакие экологические и прочие резоны эту ситуацию не изменят, пока годовой ВВП на душу у нас не вырастет хотя бы в 2 раза против нынешних неполных 4 тыс долларов.
Ну, ок, примем как данность, что у нас будут активные продажи подержанных машин и на них и дальше будет приходится львиная доля авторынка. Только вот введение прогрессивного налога с продажи автомобилей на вторичном рынке приведет к тому что вместо его детенизации получим возобновление широкой практики "продажи по доверенности". И тогда налоговики и тех 5% не получат, что сейчас есть. Смотрите за руками: 5% - это приемлемая цена за белую схему. То есть продавец платит налог 5% и вся ответственность за авто ложится на нового владельца, на чистого покупателя. За 18% продавец подумает-подумает, да и решится на доверенность.
Продолжение следует...
Александр Крамаренко
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook