Украинские бенефициары КИК (контролируемых иностранных компаний) будут вынуждены с Нового Года выполнять многочисленные (и очень обременительные) требования, возложенные на них новым законодательством. Основная обязанность, безусловно, уплата дополнительных налогов. Об этих проблемах я писала статью около месяца назад. Что делать бенефициарам, если владение КИК стало вдруг катастрофически невыгодным? Поговорим о путях выхода из «кризиса КИК». Точнее, об одном из таких путей – о безналоговой ликвидации контролируемой компании.
Безналоговая ликвидация КИК (далее – БНЛ) – шикарный вариант решить сразу несколько задач: расстаться с экономически неэффективной КИК, «обелиться», забыть о потенциально возможном вопросе «Где вы взяли первый миллион?»
Читай также: ICU: Несмотря на коронакризис, иностранные инвесторы сохраняют интерес к ОВГЗ
Стать прозрачным, белым, пушистым, богатым, легальным – это замечательно! Тем более, если это ничего не будет стоить. Ликвидация ведь, а также переход активов из владения условного офшорной КИК в личную собственность физлица-бенефициара – безналоговые. В обычном случае за такие «плюшки» пришлось бы заплатить налоги – немалый процент стоимости «передаваемых, легализируемых» активов. И только до 31 декабря 2021 года это можно сделать практически бесплатно. Забавно, но государство предлагает нам налоговую оптимизацию и «отмывание денег». Правда, только один раз.
Условия для процедуры безналоговой ликвидации прописаны в подпункте 170.13-1 Налогового Кодекса и они довольно простые.
- ликвидация (классическая, а не «облегченный» strike off) должна завершиться до 31 декабря 2021 года;
- бенефициар, ликвидировавший КИК, подает в Государственную налоговую службу (одновременно с подачей декларации о доходах) заявление об освобождении от налогов полученных доходов/активов;
- стоимость активов должна быть подтверждена в соответствии с финансовой отчетностью КИК.
Читай также: Федоров хочет запустить проект по ликвидации ненужных справок
Но пусть описанная ликвидационная процедура не вводит в заблуждение. Все далеко не так легко. Ниже приведены примеры загвоздок, которые могут встать на пути проводимого процесса. Они могут существенно усложнить процедуру (иногда – сделать ее невозможной).
Итак, что может быть?
- У КИК – номинальные владельцы. Получается, что после прохождения процедуры ликвидации все активы переходят к ним? Значит, в первую очередь нужно «сняться с номиналов».
- Обычно офшорные структуры ликвидировали через strike off (автоматическое исключение из реестра – ред.). Но не в этом случае. НКУ требует проведение именно классической ликвидации. А она предусматривает: наличие ликвидатора, составление ликвидационного баланса, гашение долгов, аудит и т.п. Как это сделать, если на КИКе вообще никогда не велся бухучет? Придется восстанавливать. Это долго, дорого, но вариантов нет.
- Часто после восстановления бухучета выясняется, что у КИК есть долги. А с долгами компанию не ликвидируешь. Решение этой проблемы также требует времени (и не всегда ее возможно решить, кстати).
- По результатам проведенного анализа вдруг выяснится, что БНЛ – не самый оптимальный вариант. Кое-где, кое-что можно улучшить/усовершенствовать без ликвидации, сэкономив при этом и время, и деньги.
Читай также: Как закрыть ФЛП за две минуты: Комментарий Минцифры
Это только незначительная часть проблем, с которыми может столкнуться бенефициар КИК при ликвидации. Нужно думать… и делать. Собственно, большинство владельцев контролируемых иностранных компаний уже приступили к проработке этого вопроса, к анализу ситуации, составлению новой структуры бизнеса (плану реструктуризации), к внедрению изменений в схему ведения бизнеса. Запаздывающим нужно срочно догонять, времени очень мало.