Рада решила ввести запреты на вечернюю и утреннюю, а заодно – и на ночную торговлю сигаретами. Это рафинированный, отфильтрованный до бриллиантового блеска регуляторный трэш. Такого нет нигде. Вот вообще – даже в ЕС с его драконовскими антитабачными нормами.

5 мая в Раду был подан законопроект 5470, у него длиннющее название: “Проект Закону про внесення змін до Закону України "Про державне регулювання виробництва і обігу...”... щодо видачі ліцензії на роздрібну торгівлю”. Там много сладкого. Например, если его примут, местные власти получат право не согласовывать получение лицензии на торговлю подакцизными товарами (алкоголь, табак). Норма очень коррупциогенная, тут вопросов нет. Интересно, что скажут по этому поводу антикоррупционные органы. Но там еще одна история: местным будут даны права запретить продажу табачных изделий в определенное время суток.

Логики в этом всем нет никакой – ни экономической, ни антикриминальной, ни какой-либо иной. Хочется заорать “Запретите им запрещать!”, но это настолько не в первый раз, что уже тошнит. Дисклеймер: я не курю, на табачные корпорации не работаю, акций табачных компаний не имею, прибыль от розничной торговли не получаю.

Автором законопроекта 5470 числится два человека. Первый: Элла Репина, член финансово-налогового комитета ВРУ, до избрания по списку СН – безработная. Вторым числится глава финансово-налогового комитета Даниил Гетманцев, как понимаю, сугубо номинально, иначе он был бы на первом месте в списке авторов.

То есть мы имеем законопроект, инициативу, которая:

А) создает дополнительные коррупционные риски;

Б) создает проблемы розничной торговле на ровном месте;

В) никак не решает социальных проблем - потому что покупка сигарет даже гипотетически не создает никаких поводов для мелкого криминала. Скажем, в случае с нормой об ограничении торговли спиртным в “темное время суток” были хоть какие-то поводы для таких запретов, но точно не в случае с табаком. Зато ограничение на легальную торговлю – шикарный подарок торговле нелегальной.

Как это происходит в ЕС: сигареты можно купить в лавках, в том числе – в работающих допоздна, сигареты можно купить в круглосуточно работающих торговых автоматах(там покупатель идентифицируется через банковскую карту или иным путем, несовершеннолетний купить не может). Зачем в Украине придумывать нечто сверх разумных и действующих в развитых странах ограничений?

Мотивов может быть примерно три у адвокатов таких гиперрегуляций:

А) популизм, но результат будет с обратным знаком – избиратель на следующих выборах непременно вспомнит о причиненном ему дискомфорте;

В) шкурный интерес: сжатие легальной торговли автоматически приводит к расширению торговли нелегальной и повышению ее прибыльности;

С) безоглядная погоня за деньгами иностранных грантодателей – и это еще самый невинный вариант, если сравнивать с пп. А и В. 

Примерно то же самое происходит и с другими законопроектами, которые под видом внедрения норм ЕС (на самом деле там нет таких норм) пытаются протолкнуть через Раду. Законопроекты 4212 (принят в первом чтении) и 4358 (подан в Раду) напичканы нормами, которые и во сне не приснились бы строгим ЕС-овским регуляторам, но их активно проталкивают в Украине.

Ну и напомню о просто-таки феерическом кейсе с опережающем все и всяческие обязательства повышении акцизов на табачку, которое привело к ожидаемому экспертами результату – к росту контрабанды и контрафактного производства.

В очередном отчете правительства об исполнении обязательств в рамках Соглашения об Ассоциации – за 1 квартал 2021 года, написано по поводу графика повышения акцизного сбора ровно то же самое, что и за год назад: “Переведены на английский язык сравнительные таблицы письмом Минфина от 31.01.2018 № 11020-05-3 / 2677 было отправлено Правительственном офиса координации европейской и евроатлантической интеграции СКМУ для передачи Стороне ЕС с целью получения от Европейской стороны оценки по выполнению украинской стороной обязательств. (Без изменений)”.

То есть украинское правительство не до 2025 года, как планировалось, а значительно быстрее поднимает акцизы – в результате чего наносится колоссальный ущерб легальному сектору табачного рынка, а потом с удивлением оно обнаруживает, что европейские партнеры игнорируют даже попытки согласовать планы. Собственно, а зачем? Украина же, вопреки национальным интересам, уже все выполнила, свой рынок для нелегальных поставок табака из РФ, а также неконтролируемых территорий на востоке и в Крыму - открыла.

По поводу последствий – это доказанный факт. Вот что о нем говорит в интервью агентству Интерфакс-Украина генеральный директор Japan Tobacco International (JTI) Ukraine Пол Холловей: “20% ежегодного повышения акциза – это слишком много. И мы всей индустрией пытаемся убедить правительство принять план роста акциза до 2030 года. Мы должны это сделать, если хотим создать фундамент для борьбы с нелегальным рынком сигарет. Поэтому мы хотим, чтобы был принят план повышения акциза до 2030 года с меньшим процентом ежегодного повышения, который принесет стабильность для индустрии и стабильное поступление налогов в бюджет страны”.

Почему +20% в год – это слишком много? Пол Холловей тут же объясняет, что слишком быстрое наращивание налоговой нагрузки приводит к тому, что опережающими темпами растет доля нелегального рынка. Например, он ссылается на данные агентства Kantar, которое в октябре 2020 года оценивала долю нелегального оборота в 10%, а в феврале 2021 года – уже в 12%. А конкретно доля контрафакта выросла в 2020 году, по данным агентства, до 4% против 1% годом ранее.