Три недели прошло с момента повышения учетной ставки – что с условиями по депозитам – разбираемся.
Начнем с того, что на 1 февраля в общей сложности средств физических лиц было в банках 713 542 млн грн (в эквиваленте), тогда как собственно срочных депозитов – 314 576 млн грн. То есть доля фактически депозитов составляла 44,08%.
На 1 мая (самая свежая доступная информация по балансам банков) в общей сложности средств физических лиц было в банках 772 657 млн грн (в эквиваленте), тогда как собственно срочных депозитов – 276 971 млн грн. То есть доля собственно депозитов сократилась до 35,85% всей суммы, которую физлица держат в банках.
Читай также: Нацбанк повысил учетную ставку с 10% до 25% годовых
Так что нет никакого роста средств на депозитам, они стремительно сокращаются. Более того, наши данные учитывают увеличение «веса» валютных депозитов – поскольку они учитываются в гривневом эквиваленте. Давайте посмотрим на динамику собственно гривневых вкладов?
Общая сумма срочных вкладов в гривне уменьшилась с 1 февраля по 1 мая с 194 908 млн грн до 176 400 млн грн, тогда как остатки на карточных счетах выросли с 243 094 млн грн до 336 826 млн грн. По этой причине доля гривневых депозитов сократилась в общей сумме гривневых средств с 44,50% до 34,37%.
Легко сосчитать динамику валютных депо: они составляли на 1 февраля 4 206 млн долларов (в эквиваленте, поскольку есть не только долларовые вклады, но и, например, в евро и даже злотых), а на 1 мая – 3 438 млн долларов (расчет велся, конечно, по курсу НБУ – 29,25, поскольку именно этот курс используется при расчете балансов).
То есть с 1.02.2022 по 1.05.2022:
Сокращение валютных срочных вкладов составило 18,3% при расчете в валюте.
Сокращение собственно гривневых срочных вкладов составило 9,5%.
Увеличение было только по остаткам на карточных счетах.
Читай также: Повышение учетной ставки до 25% поддержали 7 из 10 членов КМП Нацбанка
Далее смотрим на вклады по отдельным банкам и ситуацию вокруг ставок после 2,5-кратного увеличения учетной ставки, которое случилось с 3 июня.
Есть такая штука, как UIRD – индекс ставок по депозитам, обнародуемый ежедневно Нацбанком. Его не очень любят, но лучшего показателя для оценки доходности депозитов в среднем - нет. Потому что его рассчитывают по ставкам, предлагаемым крупными, крупнейшими банками.
Что он нам говорит? После начала агрессии(конец февраля) крупные банки снизили ставки, поскольку не очень понимали, кого кредитовать. Да и НБУ рефинансирование предоставлял активно в самом начале. Но вот после 2 июня, когда была увеличена учетная ставка – картина поменялась. Хотя ставки, как видно по таблице UIRD, не вернулись на довоенные уровни.
А что происходит в банках? Прежде всего, откройте глаза на реальные объемы срочных вкладов в банках. Конечно, я убрал из таблицы всех кроме одного крупного иностранного банка, у кого объем таких вкладов не достигает 1 млрд грн. Тот крупный банк оставил только потому, что он реально розничный и многие пользуются им.
Но приводить данные по ставкам буду только для банков, в которых депозиты превышают 2 млрд. грн. – их у нас 15. Это примерно каждый пятый банк. Этого достаточно, чтобы увидеть картину.
ВАЖНО: максимальные и минимальные ставки указаны для всей системы, не только для крупных депозитных банков. Там учтены и небольшие банки с высокими процентами.
Читай также: Украинцам объяснили, почему НБУ не возвращается к плавающему курсу валют
Когда смотрите на ставки, следует понимать, что за счет некоторых дополнительных условий эти ставки у разных банков не равнозначны по смыслу и по доступности большинству вкладчиков. Например, некоторые банки предлагают исключительно вклады с запрещением досрочного расторжения договора или с очень большой минимальной суммой вклада. И поэтому в таких банках ставки могут быть более высокими, но сами вклады - менее интересны подавляющему большинству потенциальных вкладчиков.
Важно смотреть, как соотносятся сумма рефинансирования от НБУ с суммой срочных депозитов. Если сумма рефинансирования слишком велика, для банка это очень больно – поскольку с начала июня, когда НБУ поднял учетную ставку, банки платят по кредитам рефинансирования 27% годовых. И это в среднем по больнице почти вдвое дороже, чем стоят банкам деньги, которые те привлекают у населения на срочные вклады.
Многие банки еще не реагировали на повышение учетной ставки – не поднимали ставки по депозитам. Это видно из таблиц. Обычно банки пассивны в этом смысле потому, что не слишком активно кредитуют, поэтому лишние дорогие средства им и не нужны.
Читай также: В НБУ объяснили, почему повысили курс для карточных операций за границей
Некоторые банки предлагают по коротким депозитам ставки выше, чем по годовым – это признак того, что банки хотят через несколько месяцев вернуть дорогое рефинансирование, а тем временем планируют сворачивать постепенно кредитный портфель. Или считают, что слишком долго ставка не будет высокой. Или еще что-то.
Некоторые банки даже снизили ставки по сравнению с началом мая – почему? Ибо не хотят привлекать дорогие деньги по вкладам, а кредитовать не спешат.
В целом банки пытаются сейчас зарабатывать на расчетном обслуживании и на краткосрочном кредитовании бизнеса (живого) и физлиц (которые на неоккупированной территории). А для этого слишком много новых средств им и не нужно.
ДИСКЛЕЙМЕР: этот текст не является инвестиционной или иной рекомендацией, какие-либо действия или бездействие читатель этого текста осуществляет по своему усмотрению, на свой собственный страх и риск. Если кто-нибудь увидит в этом материале неточность – напишите, ошибки я буду рад исправить, если таковые обнаружатся.