Панамское морское управление ввело новые правила для всех танкеров под своим флагом, которые проводят ship-to-ship (STS) операции.
Отныне они обязаны предупреждать власти как минимум за 48 часов до перегрузки нефти и предоставлять полную информацию о маршруте, координатах, объеме и способе перевалки.
Также изменены процедуры проверки регистрации судов — с фокусом на прозрачность и верификацию реального владельца.
Эти меры являются ответом на растущее использование «теневого флота» — судов, которые скрывают свою деятельность путем отключения систем идентификации, манипулирования координатами и частых смен флага. Такие практики позволяют перевозить нефть из стран, находящихся под санкциями, в частности из России и Ирана, в обход международных ограничений.
Этот шаг напрямую направлен на борьбу с так называемым «теневым флотом», который активно используется для обхода санкций — прежде всего Россией и Ираном.
Только в марте Панама уже отменила регистрацию 107 судов, подозреваемых в нарушениях, и еще 18 ожидают аналогичного решения. Часть из них была задействована в перевозках российской нефти в обход ценового потолка.
Аналитики считают: введение обязательного предупреждения, контроль соответствия MARPOL, а также проверка владельцев судов — серьезный сигнал для рынка. Панама, имея крупнейший торговый флот в мире, отныне играет не на стороне серой зоны, а на стороне правил.
Панама, которая имеет крупнейший в мире судовой реестр с более чем 8000 судами, подвергается давлению со стороны США и других стран по усилению контроля над судами, которые могут использовать ее флаг для обхода санкций. В феврале 2025 года Панама заявила, что не является «убежищем для уклонения от санкций» и активно работает над очисткой своего реестра от судов, нарушающих международные нормы.
В условиях, когда морская торговля нефтью все больше становится зоной манипуляций, таких как отключение AIS, фальшивые документы и переоформление судов, эти меры являются критически важными. Они ограничивают пространство для маневра санкционным экспортерам и повышают стоимость теневых операций.
Теперь мяч на стороне других регистраций. Если Либерия, Маршалловы острова и другие крупные реестры не поддержат эту тенденцию, «флот-призрак» просто мигрирует — и усилия Панамы могут быть нивелированы.
Поддерживаем эти изменения и призываем к единым международным стандартам в борьбе с манипуляциями на рынке нефти. Прозрачность, экологическая безопасность и санкционная эффективность — это уже не только политическая, но и коммерческая необходимость.