На спутниковых картах видно, как десятки судов выстраиваются в почти кильватерные колонны, направляясь на выход из залива. С другой стороны - движение почти замерло: танкеров, заходящих в Персидский залив, гораздо меньше, чем тех, которые бегут из него.
Растровые карты и мониторинговые системы (в частности, данные sea.live и Reuters) показывают, что за последние 2-3 дня трафик через Ормуз сократился на 20-46% по сравнению с обычным уровнем.
«Растет количество танкеров, ожидающих в Оманском заливе вблизи побережья ОАЭ и Омана, а не проходящих пролив», - сообщает sea.live.
Reuters приводит цифры: от 40 до 50 судов одновременно ждут или проходят в конвоях. Среди причин - электронные помехи систем навигации GPS/AIS, инциденты на маршрутах (столкновение судов Front Eagle и Adalynn у Кхор-Факкана) и общий рост геополитической напряженности в регионе.
Один из ключевых игроков рынка - танкерная компания Frontline - уже объявила, что не будет принимать новых рейсов через Ормуз, а действующие суда выводит конвоями под охраной или направляет в обход.
Подобные шаги предпринимает Shell, которая также подтверждает интенсивное глушение GPS-сигналов и усиленные меры безопасности. QatarEnergy приказала своим LNG-судам ждать за пределами Ормуза до дальнейших инструкций.
Причины этого панического маневра - не только страхи, но и вполне реальные экономические потери. Стоимость фрахта супертанкеров класса VLCC выросла на 20-40%, содержание бронирований продлевается, а страховщики повышают ставки для прохождения через пролив.
Аналитики UKMTO и JMIC предупреждают о «тревожном уровне угроз», и лишь единичные депутаты в Иране намекают на возможность закрытия Ормуза, признавая при этом, что это будет «крайней мерой».
Прогнозы цен на нефть уже реагируют. JPMorgan, Rystad Energy и другие консалтинговые агентства предвидят повышение цены Brent как минимум до $90–95 за баррель в случае сохранения угрозы. Причина — совокупность логистических задержек, страха рынка перед эскалацией и уменьшения количества танкеров на маршрутах.
Даже краткосрочное нарушение потоков энергоносителей из Персидского залива формирует психологическую премию для рынка, заставляя трейдеров скупать фьючерсы на черное золото.
Для России это — подарок, завязанный нефтеносной лентой. Даже если ситуация останется в формате «частичных задержек без блокады», цена на нефть может вырасти на $5–7. Если такая цена продержится хотя бы две недели, Кремль получит более 1,05 миллиарда долларов дополнительного дохода. И это - даже с дисконтом в 15-25%, с которым продается российская нефть. Даже по минимальным расчетам речь идет о $800-900 миллионах «сверху».
Если же произойдет настоящая блокада, цена легко перевалит за $100, и доходы Кремля вырастут на десятки миллиардов. Тем более что в глазах рынка российская нефть становится более привлекательной: она транспортируется не через Ормуз, а Черным и Балтийским морями, а также Тихим океаном. Импортеры из Китая и Индии могут активнее переключиться на российскую нефть, опасаясь сбоев в поставках иранской.
Запад рискует потерять фокус. Вместо усиления санкционного давления на Россию, внимание политиков и трейдеров переключается на Иран. Это создает «санкционный тупик»: меньше политической воли для новых ограничений, больше шансов для Москвы снова обойти price cap.
У Украины есть окно времени, чтобы напомнить: рост цены на нефть — это не только о рынке, это еще и о ракетах, которые будут лететь по нашим городам за дополнительные нефтяные доходы Кремля.