В ночь на 22 августа беспилотники снова поразили нефтеперекачивающую станцию «Дружба» в городе Унеча Брянской области РФ.  Это — не просто очередной объект нефтегазовой инфраструктуры.  Это узел, имеющий стратегическое значение для российского экспорта нефти.

Что такое НПС Унеча?

Станция является центральным распределительным пунктом нефтепровода «Дружба». Именно отсюда нефть из России направляется по двум основным маршрутам:

  • на север — через Беларусь в Польшу и Германию;
  • на юг — через Мозырь в Беларуси далее в Словакию, Чехию и Венгрию.

Кроме того, от Унечи отходит ветка к Балтийскому морю (порт Усть-Луг).

Объемы

Пропускная способность Унечи — до 60 млн тонн в год. Но это было на максимуме, давно, до войны и санкций. Сейчас фактический транзит через этот участок оценивается в 230 тыс. баррелей нефти в сутки (2,8 млн тонн в год).

Насколько это важно?

Это около 5% от всего российского суточного экспорта нефти. В пиковом режиме (до 750 тыс. баррелей в сутки) через станцию может проходить до 16% всего экспорта РФ. Однако пики уже в прошлом.

Какова цена простоя?

Все расчеты приблизительные, разумеется. Средняя цена Urals в июле — 65 $/баррель. При фактических объемах остановка обходится России примерно в 15 млн долларов в день или 105 млн долларов в неделю. Если бы прокачка шла на максимуме, потери достигли бы 49 млн долларов в день или более 340 млн долларов в неделю.

Таким образом, атаки на Унечу — это не только про огненные кадры. Это — об ударе по карману Кремля. Каждый день простоя «Дружбы» означает десятки миллионов долларов недополученных доходов и снижение способности России финансировать войну.  На которую уходит 35-40% расходов федерального бюджета РФ. И даже если «Транснефть» находит временные обходные пути, пропускная способность падает, а надежность поставок становится призрачной.

Поэтому важен не только точечный ущерб. Важен толчок контрагентов России к мысли, что это направление является нестабильным и разумно диверсифицировать источники поставок нефти.