В результате российских атак на энергосистему генераторы стали частью нашей нынешней жизни. Это устройство не так просто, как кажется. Как и любая техника, он нуждается в уходе и внимательной эксплуатации. Одно из главных условий надежной долговременной работы генератора – качественное горючее. Кроме традиционного вопроса, как не встретить бодягу, есть еще аспект, касающийся видов стандартного горючего, которые нельзя использовать в этой категории двигателей внутреннего сгорания.

«Сухой» закон

В частных домохозяйствах наиболее распространены бензиновые генераторы. Они удобны и компактны, но одновременно и наиболее щепетильны и требовательны к горючему.

Представитель сервисного центра Remtex, занимающегося ремонтом генераторов, Вадим Моравский отмечает: «В 95% случаев, когда генераторы ломаются из-за горючего, страдают именно бензиновые, и только в 5% – дизельные, и то в основном из-за попадания воды».

Он акцентирует внимание на том, что необходимо заливать исключительно бензин с октановым числом, указанным изготовителем генератора.

«Бензин с высшим октановым числом может повлечь за собой детонацию и перегрев двигателя, что повлечет за собой износ основных элементов двигателя, в частности клапанов, и деформацию головки блока цилиндров», – говорит Моравский.

«Та же ситуация возникает, если использовать так называемый спиртовой бензин», — рассказывает мастер. Он говорит, что его низкая цена не должна быть аргументом, потому что ремонт генератора обойдется дороже.

Спиртовые бензины, по убеждению директора испытательного центра горюче-смазочных материалов Николая Худолия, наиболее вредны для бензиновых генераторов.

«При концентрации спирта до 10%, как в случае с топливом марок Е5 или Е10, двигатель может функционировать относительно стабильно. Но в любом случае это не должны быть Е30 или Е40. Генераторы с карбюраторными системами питания, не имеющие обратной связи с лямбда-зондом, менее чувствительны к такому горючему по сравнению с инжекторными системами, и наличие большого количества этанола вызывает проблемы», — объясняет эксперт.

Также спиртовые бензины могут вызвать коррозию и загрязнение в топливной системе, что снижает эффективность работы генератора.

Кроме того, зимой работа генератора на спиртовом бензине может быть некорректной из-за низких температур испарения спирта, что может затруднить его запуск.

Бывают и такие случаи, по словам руководителя мастерской по ремонту компании «Квітка.Сервіс» Сергея Шмигельского, тоже занимающейся ремонтом генераторов, когда в горючее добавляют какие-то агрессивные вещества.

«Они растворяют масло, соответственно хуже смазывается поршневая – и она быстрее изнашивается. Или, напротив, такое горючее выделяет при сгорании окиси, из-за чего образуется нагар. У нас бывают такие ремонты, когда видно, что это горючее плохо сгорало и закоксовало канал поршневой», — рассказывает мастер.

Так же, по его словам, при сгорании некачественного бензина образуется клейковина, особенно это видно в карбюраторах двигателей, которая забивает жиклеры, и со временем образуется пробка, тогда вообще прекращается подача горючего.

Случается, как отмечает Сергей Шмигельский, что из-за некачественного топлива в отстойнике карбюратора после 2-3 месяцев эксплуатации генератора появляется коррозия, когда он еще относительно новый.

«Это означает, что в горючем, которое использовали, было содержание каких-то кислот или, возможно, воды», — рассказывает мастер.

Все опрошенные специалисты говорят, что не рекомендуется также использовать так называемые премиальные или моющие бензины и дизтопливо, которые есть в каждой большой сети АЗС.

Внимание: дизтопливо!

Специалисты говорят, что дизельные генераторы имеют не столь значительные требования к топливу, как бензиновые, но на его качество тоже следует обращать внимание. Так, Николай Худолий отмечает, что «повышенное содержание серы в дизельном топливе снижает срок службы масла и увеличивает агрессивность выбросов, вредных для человеческого организма».

«Если речь идет о дизельных генераторах, – объясняет Вадим Моравский из сервисного центра Remtex, – то самое главное правило: летом нужно использовать обычный летний дизель, а зимой – зимний, чтобы он не замерзал при низких температурах».

Если ломаются дизельные генераторы из-за некачественного топлива, то чаще всего это происходит из-за того, что туда каким-то образом попала вода, добавляет Моравский.

«Также были случаи, когда с горючим попадали механические примеси, в результате забивающие форсунки двигателя», — добавляет мастер из «Квітка.Сервісу» Сергей Шмигельский.

Однако существуют и другие причины, когда поломку дизельного генератора провоцирует горючее. Так, Николай Худолий отмечает, что «повышенное содержание серы в дизельном топливе снижает срок службы масла и увеличивает агрессивность выбросов, вредных для человеческого организма».

«Дизель из какого-то мини-НПЗ обязательно будет иметь худшую температуру вспышки (а это свидетельствует о плохо разделенных фракциях), что повлечет за собой снижение цетанового числа и ухудшение смазочных свойств горючего. А это влияет на механизм сгорания и может вызвать коррозию», – говорит эксперт.

Главный аудитор сертификационного экспертного центра «АСУ» Александр Лютый отмечает важность соблюдения температурных условий для дизельного горючего.

«Качество дизельного горючего, особенно зимой, имеет большое значение. Если у него несоответствующая предельная температура фильтрованности, оно не будет иметь текучести или застынет, а образующиеся парафиновые отложения окислят систему и потребуют очистки», — говорит Лютый.

Он также отметил, что такое горючее зимой «спасают», добавляя в него реактивное топливо. "Это хоть и поможет растворить парафины, но, однако, может навредить двигателю генератора", - объясняет эксперт, посоветовав выбирать дизель в соответствии с сезоном.

Старая болезнь

Качество горючего – традиционная проблема, которая все еще имеет место. Государство и раньше не слишком занималось контролем качества нефтепродуктов, а в 2022 году в целом прекратило проверки на АЗС на период военного положения.

Особо остро проблема качества касается бензинов, поскольку их легче подделывать.

«Дизтопливо, как и сжиженный газ, элементарно не из чего делать, это может быть исключительно переработка нефти или газоконденсата», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. По его словам, производство на мини-НПЗ сейчас невелико, потому что многие такие предприятия были разрушены россиянами или они самостоятельно закрылись из-за нехватки и дороговизны сырья. Кроме того, выход дизтоплива на так называемых «миниках» невелик, в пределах 15%. Однако следы этой грязной солярки периодически всплывают в исследованиях как сверхурочное содержание серы.

В частности, такие случаи выявило недавнее расследование журналистов издания «Апостроф TV». Оно выявило превышение содержания серы в 6-7 раз в дизтопливо сетях «БРСМ-Нефть» и Мotto.

"Это даже не Евро-4, а Евро-3, от которого отказались еще 15 лет назад", - удивляется Сергей Куюн.

В то же время, по его словам, наиболее распространен именно «левый» бензин, поскольку производить его гораздо легче, чем дизтопливо. На нефтебазах смешивают товарные бензины, технологические (их выход на мини-НПЗ достигает 70%) и высокооктановые компоненты, наиболее распространенный среди которых – спирт. В дальнейшем, добавляет Куюн, это "безакцизное" топливо реализуется на заправках как обычное.

Уже упомянутое исследование "Апострофа TV" выявило в образцах бензина из "БРСМ-Нефть", Motto и Luxwen содержание спирта 25-35%, хотя оно продавалось как обычный бензин А-95. В «комплекте» шли превышение показателей серы, бензола и содержание кислорода (первый признак добавления больших объемов спирта).

Николай Худолий подчеркивает, что отдельные сети реализуют бензин с высоким содержанием спирта, но не производят должной маркировки.

"Горючее с содержанием спирта или других возобновляемых источников до 30% должно быть соответственно промаркировано и продаваться под своей маркой", - отмечает Худолий.

«Дешевая рыбка – плохая уха. Эту народную мудрость должен помнить каждый потребитель горючего. Так что низкая цена – первый признак фальсификата и низкого качества», – добавляет Сергей Куюн.


Ключевые советы владельцам генераторов

  • Качественное топливо. Без содержания спирта, моющих присадок и не должно превышать октановое число, указанное в инструкции к генератору.
  • Следите за использованием соответствующего сезонного дизтоплива. Обновляйте запас топлива в соответствии с сезоном.
  • После завершения работы генератора следует слить горючее и осушить карбюратор во избежание проблем с остатками осадка (особенно касается бензиновых генераторов).
  • Регулярно обслуживайте, особенно при частом использовании устройства.