Недавно Кабинет министров Украины принял решение об увеличении государственного заказа в вузах в 2016 году. Кроме решения о 14%-ном повышении заказа на младших специалистов (это последний год, когда можно поступить в вуз на такую квалификацию, решение о повышении госзаказа было принято под влиянием ситуации с финансированием ПТУ), на 6,4% снизили прием бакалавров, на 22 и 50% увеличили прием специалистов и магистров соответственно. Не углубляясь в детали конкретного года (когда высшее образование находится на пике реформирования, возросла потребность в военных кадрах, а вступительная кампания затруднена из-за АТО, ситуации в Крыму и на неподконтрольных территориях на Востоке), в этой статье мы хотели бы сконцентрироваться на более долгосрочных закономерностях.

Читай также: В Минобразования пообещали приятный сюрприз для украинских школьников

В долгосрочной перспективе якобы замечательная идея о бесплатном высшем образовании от государства на самом деле оборачивается неэффективным расходованием государственных средств и создает перекосы на рынке труда, с которыми украинцам придется жить еще много лет.

Поставим несколько вопросов о роли высшего образования в Украине.

Соответствует ли объем государственного заказа демографической ситуации? Существенный спад рождаемости конца 1990-х - начала 2000-х обернулся тем, что количество людей, которые могут поступать в вузы по возрасту, существенно снизилось по сравнению с предыдущими годами (рис. 1).

 

 
Рис. 1. Количество детей разных возрастных групп
idss.org.ua/

 

Читай также: В Минобразования озвучили 8 нововведений при поступлении в ВУЗы

Счетная палата в своем отчете за 2015 год пишет: “Сокращение количества выпускников школ из-за негативной демографической ситуации в стране опережает сокращение госзаказа. Количество учащихся, окончивших школу III ступени и получивших аттестат о полном общем среднем образовании (которое дает им право поступления в вузы III-IV уровней аккредитации), приблизилось к показателям приема по государственному заказу, что сейчас нивелирует само понятие “конкурсный отбор“.

По данным Счетной палаты, если в 2012/13 годах вне государственного заказа в вузы поступало около 41% учащихся, то уже в 2015-м это количество составило только 26%. То есть, если пользоваться цифрами счетной палаты, 74% лиц имели возможность поступить на бюджет. При этом, по данным Министерства образования, которые заместитель министра Инна Совсун недавно представила в РПР, общее количество поступающих в вузы достигло 80% выпускников этого года.

Читай также: Украина и Франция намерены договориться о признании дипломов

Чтобы снять вопрос о корректности этих расчетов и одновременно не углубляться в количество бюджетных мест по каждому образовательному уровню, посмотрим на динамику более широкого демографического соотношения - общего количества 17-летних подростков по данным Госстата и общего количества мест государственного заказа на дневной форме обучения на все образовательно-квалификационные уровни, за исключением аспирантов и докторантов (рис. 2). Соотношение не даст представления о конкурсе на одно бюджетное место или о проценте детей, которые могут учиться на бюджете (не все 17-летние являются абитуриентами, и не все места госзаказа предусмотрены для 17-летних), но примерно покажет динамику поведения государственного заказа относительно демографической картины за последние 10 лет. 

 

 
Рис. 2. Соотношение общих объемов государственного заказа и общего количества подростков в возрасте 17 лет
cedos.org.ua/

 

Соответствует ли государственный заказ реальным потребностям рынка труда? 

Индекс сложности экономики можно считать качественным показателем общего уровня технологий в стране. Можно предположить, что он будет коррелироваться с потребностью в высокообразованных кадрах. 

Читай также: Реформы: чему может научить Намибия

Индекс демонстрирует нисходящую динамику, а основным экспортным товаром Украины много лет остается сырье. Можно было бы возразить, что рост числа людей с высшим образованием потенциально может вывести страну на новый технологический уровень. Но четыре из топ-5 позиций в государственном заказе занимали экономика, гуманитарные науки, правоведение и педагогическое образование. Пятая специальность в топ-5 - “Информатика и вычислительная техника“ - находится на третьем месте.

Посмотрим на более широкое соотношение. Консультант Мирового банка Ольга Купец в своем исследовании 2015 года Education in Transition and Job Mismatch выяснила, что 30% украинцев уже сейчас чувствуют, что имеют более высокий уровень образования, чем требуется для выполнения их работы.

Проще говоря, люди с высшим образованием могут годами работать парикмахерами или операторами кол-центров, либо из-за завышенного рыночного предложения специалистов с высшим образованием получать низкие зарплаты на должностях специалистов. В то же время серьезной выглядит проблема с рабочими специальностями. Украинские производители в частных разговорах жалуются, что им трудно найти качественные материалы украинского производства - от ткани до бутылок. Чтобы найти действительно профессиональную портниху для своего небольшого военно ориентированного производства, моей знакомой пришлось серьезно потрудиться. За немногими высококвалифицированными бытовыми мастерами - электриками и сантехниками - выстраиваются очереди, оплата их труда, особенно в крупных городах, может запросто превышать оплату труда преподавателей университетов. Так проявляется дефицит кадров рабочих специальностей. Это, однако, выборочные эмпирические наблюдения, требующие подтверждения или опровержения во время исследований.

Читай также: Гриневич пояснила выпускникам Крыма и Донбасса нюансы поступления

Целесообразно ли финансировать именно бесплатное высшее образование для каждого за государственный счет?

Украина много лет имеет бюджетный дефицит, одалживает кредитные средства на рынке и у доноров. Кроме того, по подсчетам Центра экономической стратегии, перераспределение ВВП через бюджет для ускорения экономического роста следует уменьшить до 37% ВВП, снизив налоговое бремя.

Совокупные расходы государства на образование в течение 2007-2014 годов составляли 6,2-7,4% ВВП (в среднем 6,8%), в 2015 году этот показатель снизился до 5,4% и в 2016-м планируется довести его до уровня 5,3% ВВП (рис. 3). И даже после сокращения это достаточно высокий показатель, по сравнению с другими странами (рис. 4 и 5), где средний уровень расходов на образование за этот период составляет около 4,7% от ВВП. В то же время сильно недофинансированными оставались капитальные расходы, расходы на медицину и, учитывая геополитические события, на оборону.

 

 
Рис. 3. Структура государственных расходов согласно функциональной классификации в Украине и в среднем по странам ЕС
Министерство финансов, МВФ, Госстат, оценка ЦЕС

 

 

 
Рис. 4. Средние расходы государства на образование по отношению к ВВП на душу населения
uis.unesco.org/Pages/default.aspx

 

Читай также: Люстрированные не смогут войти в Нацагентство по образованию

В составе финансирования отдельно образования в Украине слишком высокой является именно доля финансирования высшего образования. Так, доля расходов на высшее образование в полтора раза превышает средний уровень для стран - новых членов ЕС (рис. 5).

 

 
Рис. 5. Расходы на образование в Украине и странах - новых членах Евросоюза, последние имеющиеся данные (Украина - 2015),% от ВВП
Мировой банк, Государственное казначейство Украины

 

Среднее же образование по демографическим показателям - тот сектор, который больше всего будет нуждаться в ресурсах в ближайшее время, ведь количество детей младшего школьного возраста с 2010 до 2018 года, по прогнозам, вырастет почти вдвое, как почти вдвое увеличится количество подростков 10-14 лет в 2014-2022 годах. Уровень оплаты труда учителей, перегруженные классы в городах, плохие дороги и отсутствие школьных автобусов в селах, нехватка лабораторного оборудования, компьютеров  - это все проблемы среднего образования, которые нужно решать, и это требует ресурсов.

Читай также: Госзаказ в вузах в этом году не сократят - Гриневич

Если в сельских школах детей в классах немного, но школы не закрываются и продолжают функционировать, то крупные города сталкиваются с противоположной проблемой. В Киеве, например, увеличение количества детей не сопровождается строительством школ (рис. 6). Среднее количество учеников на одну школу составляет 537 человек против 466 в среднем по городам Украины, для густонаселенных кварталов ситуация гораздо хуже.

 

 
Рис. 6. Некоторые показатели развития среднего образования в г. Киеве
ukrstat.gov.ua

 

Были ли расходы на образование эффективными? По этому поводу Счетная палата пишет: “В 2015 году финансирование вузов осуществлялось исходя не из стоимости обучения на одного студента, аспиранта, докторанта и т.п., а из необходимости учреждения в целом путем составления и подачи главному распорядителю бюджетных средств бюджетного предложения в целом по вузам с учетом нормативов численности студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей, слушателей, интернов, клинических ординаторов на одну штатную должность научно-педагогического работника... То есть средства на подготовку специалистов с высшим образованием по государственному заказу фактически планируются и используются как средства на содержание бюджетного учреждения“. Лучше, по нашему мнению, дополнительно посмотреть на объективные качественные показатели.

Является ли современное украинское высшее образование качественным?

Читай также: Стало известно, когда повысят зарплаты учителям

Учитывая то, что финансовые ресурсы распылены между многими студентами и сохраняется высокий уровень коррупции в вузах, даже такой значительной доли ВВП Украины не хватает, чтобы обеспечить высокое качество образования. Приблизительно 32% средств идет при этом не на обеспечение качественного образования, а на стипендии студентам-бюджетникам, независимо от финансово-имущественного состояния семей. Если принимать во внимание уровень функциональной грамотности и производительность труда в Украине (рис. 7 и 8) - вряд ли можно сделать вывод о том, что высшее образование является качественным. 

 

 
Рис. 7. Доля студентов среди лиц соответствующего возраста* в Украине и странах - новых членах Евросоюза
en.unesco.org

 

 

 

 
Рис. 8. ВВП на одного работающего человека
worldbank.org

 

Среди 288 украинских университетов нет ни одного, который бы поднялся выше 400-й строчки в глобальном рейтинге QS1, а в расчете на численность населения Украина имеет в среднем 6,35 университета на 1 млн человек. Такое количество университетов выглядит чрезмерным по сравнению с европейскими странами. В Великобритании, где 48 университетов входят в мировой рейтинг топ-400, аккредитовано всего 160 университетов, что в отношении к численности населения составляет 2,48 университета на 1 млн человек. Швеция и Германия имеют соответственно 4,95 и 5,28 университета на 1 млн человек.

Читай также: Министр образования и науки: Мои дети учатся в Украине

Таким образом, в Украине количество мест государственного заказа превышает и потребности рынка труда, и финансовые возможности страны, а образование при этом не является качественным. Почему могла возникнуть такая ситуация?

По состоянию на 2015/2016 год, более 70% вузов в Украине содержатся за бюджетные средства. С 2010 по 2015 год количество студентов сократилось на 31%, а государственных вузов - всего на 10%. В 2016 году, по оценкам Министерства образования, 80% выпускников этого года будут поступать в вузы. Количество студентов на одного преподавателя (принимая во внимание и дневную, и вечернюю, и заочную формы обучения) составляло около 11,7 человека в 2015 году (средний показатель для стран Европы в 2013-м - 15,4 человека, в 2010 году показатель для Украины составлял 15,3 человека). Таким образом, непрерывный рост государственного заказа решает основную проблему образовательных учреждений, которые не хотят сокращать своих сотрудников. И устаревшая система финансирования вузов только помогает в этом.

Уже сейчас из-за того, что Украина много лет находилась на периферии мирового развития, есть существенный разрыв между требованиями работодателей и уровнем образования в Украине. В глобальном мире падение ресурсных рынков с высокой вероятностью приведет к дальнейшему давлению на экономики всех сырьевых стран, в том числе Украины, и в течение следующих 10 лет может усилиться разрыв между богатыми и бедными странами не только в терминах дохода на душу населения, но и в терминах требований к квалификации рабочей силы. Для Украины это будет означать стремительное расширение квалификационного разрыва между требованиями рынка и состоянием рабочей силы и, соответственно, углубление падения, если ситуация коренным образом не изменится.

Ранее сообщалось о том, что в Украине началась вступительная кампания в ВУЗы

Автор: Мария Репко, Центр экономической стратегии (CES). Статья предоставлена VoxUkraine

 Смотри также - Внеконкурсного поступления в вузы в 2016 году не будет: