Собственный розничный магазин – это большие сложности. Поиск удобного места, подбор персонала, пререкания с сотрудниками пожарной службы и санстанции, а также регулярные проверки налоговой инспекции. Другое дело – вендинговые терминалы. Зарплату им платить не нужно, много места не занимают, а лишь молчаливо готовят кофе или выдают нужный товар в обмен на купюру, опущенную в приемник. Но это только на первый взгляд. На самом деле для того, чтобы сделать вендинг успешным делом, придется потратить немало сил, нервов и, конечно же, денег.

Читай также: Звездный час: Как нотариусы переписывают бизнес

Застолбить недорого

Если присмотреться, торговые аппараты действительно встречаются почти на каждом шагу. Хотя лет 5-6 назад в них можно было приобрести разве что кофе и шоколадные батончики. Сегодня терминалы самообслуживания предлагают почти все, что душе угодно: от безалкогольных напитков и снеков (конфет, сухариков, чипсов) до попкорна и контрацептивов. Кроме того, существуют автоматы по продаже прессы, конвертов, да мало ли чего? В клиниках можно найти автоматы по продаже бахил и прочих атрибутов, необходимых для посещения медицинских учреждений. Через автоматы продают и услуги - например, моментального фото или копирования документов.

В среднем, на содержание одного вендингового аппарата в месяц будет уходить 2,5-3 тыс. грн.

Прежде чем начинать, нужно выбрать место под установку автомата. Большинство моделей вендингового оборудования боится непогоды, они предназначены для эксплуатации в помещении, или хотя бы под навесом. Поэтому лучше всего ориентироваться на торговые и офисные центры, розничные сети супермаркетов, учебные заведения, ведомственные и государственные структуры, лечебные учреждения. Одним словом, аппарат целесообразно устанавливать там, где он будет контактировать с большим количеством людей, но будет защищен от непогоды или вандалов.

Читай также: Что дает пакетное обслуживание в украинских банках и сколько оно стоит

Объявления об аренде площадей в зданиях, которые находятся в коммунальной собственности, размещаются на сайтах городских государственных администраций либо в муниципальных СМИ. Например, в Киеве это газета Хрещатик, во Львове – Ратуша, в Харькове – Харьковские известия, в Одессе – Одесский вестник. К частным арендодателям пробиться сложнее. В самых “бойких“ местах от конкурентов уже отбоя нет. Кроме того, арендные ставки будут высокими.

“На точках, где потенциально можно рассчитывать на приличные продажи, арендодатели запрашивают до 1,5-3 тыс грн за метр в месяц“, – рассказывает  Сергей Ващилко, управляющий партнер вендинговой компании Ave Coffee. Правда, это в Киеве. В регионах аппетиты арендодателей чуть скромнее. “Квадрат“ можно арендовать и за 400-700 грн в месяц. А у местных властей – и того дешевле.

Все по закону

Читай также: Шансы для рейдера: Как защититься от “кражи“ бизнеса

Для организации вендингового бизнеса понадобится стандартный пакет документов, который оформляет практически любой предприниматель, задействованный в сфере торговли. Это свидетельство о регистрации и справка из Государственной фискальной службы. Придется также получить письменные разрешения местного органа государственной исполнительной власти, санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной охраны. Если автомат располагается на рынке, то необходимо, чтобы его внесли в проектную документацию.

Помимо этого, предприниматель должен иметь все необходимые документы на товар, который будет реализовываться через терминалы. Товарно-транспортные и приходно-расходные накладные, приемочные акты, сертификаты соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, копии гигиенических заключений и т.п. Иными словами документы, которые подтвердят приобретение продукции предпринимателем, ее качество, а также безопасность.

Ну и конечно, владельцу вендинговых автоматов придется вести учет доходов и расходов, а также регулярно сдавать декларации, отчеты по единому соцвзносу и т.д. От этой бухгалтерии его никто не избавляет. Даже если он работает в одиночку, без наемных сотрудников.

Читай также: С какими трудностями сталкиваются начинающие бизнесмены и как их преодолеть - эксперт

Нелегкая ноша

Стоимость вендинговых терминалов колеблется в достаточно широких пределах. Она зависит от типа оборудования, страны производства, а также технического состояния. Например, кофейный автомат украинского происхождения можно приобрести и за 12-15 тыс грн. Такие производит компания Разумные машины. Снековый терминал от компаний Saeco или BVM будет стоить в пределах 40-70 тыс грн. За копировальный или фото-автомат попросят до 100 тыс грн. Дешевле всего кондоматы, их продают в среднем за 5-10 тыс грн.

Для организации вендингового бизнеса понадобится стандартный пакет документов, который оформляет практически любой предприниматель, задействованный в сфере торговли

Важно учесть, что монето- и купюроприемники зачастую производителями не предусмотрены. Поэтому их придется докупать отдельно, заплатив от 3 до 20 тыс грн. Если важно, чтобы была возможность контролировать работу аппарата удаленно, а также управлять им дистанционно, необходимо приобрести специальный GSM-модуль. А это еще до 10-12 тыс грн сверху.

Читай также: Хочу перемен: Почему мы меняем работу

Первоначальные затраты на приобретение вендингового оборудования можно существенно снизить. Но для этого придется пойти на компромисс и купить аппарат, который был в употреблении, либо восстановленный терминал (со “старой“ начинкой, но в новом или отреставрированном корпусе). Риски в данном случае очевидны: угроза поломки, а также вероятность того, что продавец попытается сбыть оборудование с дефектом. Но и цена в данном случае в 1,5-2 раза ниже, чем у нового аппарата.

Конечно, на крайний случай вендинговый автомат можно взять в аренду. Но, во-первых, найти арендодателя такого оборудования непросто. Во-вторых, в месяц за аренду придется платить 1,5-2 тыс грн. Это означает, что за полгода предприниматель потратит на эти платежи сумму, эквивалентную покупке готового автомата. “Брать оборудование в лизинг и аренду – невыгодно. Из-за регулярных платежей вы просто будете в убытках, и не сможете вывести бизнес на окупаемость“, – предупреждает Сергей Ващилко.

Считаем выгоду

Помимо стартовых вложений, придется тратиться на обслуживание оборудования, его ремонт, а также на загрузку ингредиентами и готовой продукцией. Также в издержки нужно вписать оплату электричества и воды (например, для кофе-машины). В среднем, на содержание одного вендингового аппарата в месяц будет уходить 2,5-3 тыс. грн. “Не стоит забывать и о непредвиденных ситуациях, поломках и вандализме. Минимум раз в месяц происходит какое-то ЧП. Поэтому обязательно должен быть резерв в 2-3 тыс грн на ликвидацию последствий“, – рекомендует владелец небольшой сети из 10-ти кофейных и двух снековых автоматов Сергей Мильков.

Читай также: Пример для дела: вендинг

Если количество терминалов небольшое – до 10-15 штук, то предприниматель может обслуживать их своими силами. Это загрузка ингредиентами, чистка и мытье оборудования, а также его регулярные осмотры. Однако, когда число автоматов возрастет до двух-трех десятков, скорее всего, придется нанимать пару специалистов в штат. Причем желательно со своим автомобилем. А это дополнительные 10-12 тыс грн в месяц на зарплату каждому из сотрудников (с учетом внесения ЕСВ).

По разным подсчетам доход с одного автомата может достигать 5-8 тыс грн в месяц. Причем это “грязная“ выручка, без вычета затрат на продукцию и сырье, а также обслуживание. Поэтому чистый заработок с каждого вендингового терминала составит 2-3 тыс грн. А иногда и меньше. В итоге, на окупаемость вложений можно рассчитывать в лучшем случае через 1-1,5 года. И то, при условии, что продажи будут стабильными.

В среднем же кофематы окупаются за 2-3 года, оборудование для продажи снеков – за 4-5 лет, а специфические автоматы по продаже попкорна или по предоставлению услуг – от 3 до 6 лет.

Читай также: Как организовать онлайн-мониторинг в вендинговых автоматах

Кроме того, этот бизнес очень подвержен влиянию курсовых колебаний. Поскольку и оборудование, и ингредиенты, и готовая продукция, как правило, с высокой долей импортной составляющей. Соответственно, при девальвации растет их себестоимость, в то время как доходы, напротив, падают. А “сверху“ давят конкуренты. Например, прибыльность терминалов по продаже кофе очень сильно упала в виду появления огромного числа стационарных и мобильных кофеен. Это же касается и снековых аппаратов, которые зачастую не выдерживают соревнования с мини-маркетами.

Если количество терминалов небольшое – до 10-15 штук, то предприниматель может обслуживать их своими силами. Это загрузка ингредиентами, чистка и мытье оборудования, а также его регулярные осмотры

Выход – точное позиционирование – ставить аппараты там, где есть поток потребителей, но нет конкурирующих точек. Кофемат? Внутри крупного здания, на территории офисного центра, куда кофейни на колесах просто не проедут. Аппараты по продаже снеков? На территории учебного заведения или опять же – в офисном центре, размещенном вдали от торговых точек.

Эффект масштаба

Реальную доходность можно получить, лишь владея сетью минимум из 10-20 терминалов. Есть плюсы – крупные оптовые партии продаваемого товара означают и солидные скидки, большое число аппаратов означает снижение удельных расходов на их обслуживание.

Читай также: В торговых аппаратах Украины ввели безналичную оплату

Но тогда появляются и новые накладные расходы: на аренду склада для хранения запасов продукции, на зарплату растущему штату сотрудников, на программное обеспечение для контроля и учета. И на больших оборотах они достаточно ощутимы, поэтому приходится задумываться о том, как их минимизировать.  

“Например, внедрить автоматизированную систему управления. Она подходит для вендинговой компании любого размера, от 1 до 10000 автоматов, и позволяет добиться увеличения продаж до 40% при сокращении общих затрат почти на 50%“, – рассказывает директор Украинской вендинговой компании Юлия Кравцова.

Читай также: В Киеве обнаружили автомат, разливающий водку и коньяк

И все же начинать лучше все равно с малого. Например, с покупки уже готового вендингового бизнеса с местами под аренду. Такой проект “с рук“ из 7-10 автоматов обойдется приблизительно в 250-300 тыс грн. При этом предприниматель избавит себя от бумажной волокиты, а сразу же сконцентрируется на развитии проекта и его выводе на прибыльность.

Характеристики и стоимость некоторых моделей вендинговых автоматов

Модель автомата

Тип продукции

Основные характеристики

Цена

МК-01-БУ

Кофе

10 видов напитков, 5 контейнеров для ингредиентов

12,2 тыс. грн.

М

Кофе

7 видов напитков, 3 контейнера для ингредиентов

38 тыс. грн.

Kikko LB

Напитки

13 видов напитков, 6 контейнеров для ингредиентов

 

64 тыс. грн.

Snakky SL

Снеки

28–32 видов товара, в том числе в банках и бутылках

73,7 тыс. грн.

Melodia Classic

Снеки

до 32 видов товара, в том числе в банках и бутылках

90 тыс. грн.

Snakko SL + Kikko ES6

Минибар (кофе и снеки)

15 видов напитков, 6 контейнеров для ингредиентов, до 32 видов товара

 

151 тыс. грн.

АПРПВ-К

Питьевая вода

Продуктивность – 500 л/час, проточная система очистки

13 тыс. грн.

СК-К.П2 Универ

Ксерокопирование

Сканер-копир-принтер, лоток на 500 листов бумаги, купюроприемник, привод DVD-RW и card reader

85 тыс. грн.

Екатерина Спорыш, Павел Харламов