Россия, 9 сентября, полностью остановила поставки дизельного топлива в Украину. Экспорт прекратили как по железной дороге, так и по нефтепродуктопроводу компании Прикарпатзападтранс. Запрет на отгрузку ДТ официально подтвердила российским СМИ компания Транснефть, управляющая нефтепроводами РФ. О том что, Россия ввела полный запрет на поставки дизтоплива в Украину, ЛІГА.net также сообщили собственники четырех компаний-нефтетрейдеров.
Читай также: На Шебелинском ГПЗ начали выпуск бензина Евро-5
Это уже второе дизельное эмбарго за последнее время. В октябре прошлого года власти РФ также запретили поставки дизельного топлива в Украину.
Тогда россияне объясняли остановку экспорта нежеланием снабжать дизелем ВСУ. Год назад украинские трейдеры оперативно переключились на альтернативные маршруты импорта, что позволило избежать подорожания топлива на заправках.
В этот раз остановка поставок не связана с политикой. Как удалось узнать ЛІГА.net, новое эмбарго является прямым следствием перераспределения рыка поставок дизельного топлива в Украину.
Читай также: Укрзализныця закупит дизтопливо на 150 млн грн
ЛІГА.net выяснила, кто может стоять за прекращения экспорта ДТ на украинский рынок и как это отразится на стоимости топлива на АЗС.
Эмбарго №2
Поставки дизельного топлива в адрес Украины прекратились в пятницу, 9 сентября, без объяснения причин. “Украинские трейдеры начали получать уведомления от российских продавцов о запрете продаж со стороны властей РФ, - рассказал ЛІГА.net совладелец крупного нефтетрейдера. - Были остановлены запланированные отгрузки по всем направлением: железной дороге, нефтепродуктопроводу и даже мелкие объемы автотранспортом“.
Читай также: Антикоррупционное бюро допустили к документам УЗ по закупке дизтоплива
Официальных причин остановки экспорта власти РФ не озвучивали. Позже российская Транснефть (оператор нефтетранспортной системы) сообщила, что запрет ввоз в Украину дизельного топлива по нефтепродуктопроводу Прикарпатзападтранс ввела Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Причины такого решения не объясняются.
В октябре прошлого года ФСТЭК также остановила поставки дизельного топлива в Украину. Тогда российская сторона аргументировала введение эмбарго возможностью использования российского ДТ украинской армией в военных целях. “Сейчас подобных объяснений от россиян мы не слышим, - говорит владелец нефтеторговой компании. - Остановка экспорта дизеля была неожиданностью абсолютно для всех“.
Читай также: Westinghouse построит в Украине завод ядерного топлива
Россия по-прежнему остается для Украины одним из главных источников поставок дизельного топлива. В последние месяцы российские трейдеры обеспечивали 30-35% всего импорта ДТ (170-180 тыс тонн в месяц), уступая только беларусским компаниям.
Импорт ДТ из России начал расти после запуска в конце мая нефтепродуктопровода Самара - Западное направление, принадлежащего компании Прикарпатзападтранс. В мае-августе по данным консалтинговой компании А-95, по этой трубе поступило более 200 тыс тонн дизельного топлива.
Новые игроки
Читай также: Цены на бензин в крупном опте падают - Госвнешинформ
Опрошенный ЛІГА.net трейдер называет главной причиной остановки поставок российского топлива перераспределение рынка. Дело в том, что после решения ФСТЭК об аннулировании заключений на импорт ДТ в Украину, экспортерам необходимо снова получать разрешения у этой организации, указывая украинских контрагентов.
“Сейчас все основные поставщики ДТ находятся в стадии переговоров с российскими властями, - рассказывает владелец харьковского нефтетрейдера. - Мы ожидаем, что поставки могут возобновиться если не на этой, то уже следующей неделе, но получателями этого топлива будут только избранные компании“.
“Речь идет в первую очередь о контроле над поставками по нефтепродуктопроводу Прикарпатзападтранса, - уверяет он. - До остановки поставок это было самое привлекательное дизельное направление, за которое ведут борьбу основные игроки рынка“.
Читай также: Украина планирует поставки ядерного топлива из РФ и США
Дефицит и рост цен
Если российское эмбарго затянется, Украина сможет переориентироваться на альтернативные источники поставок, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
“Пока существенного дефицита ДТ на рынке нет, поскольку у трейдеров есть небольшие запасы, - говорит он. - В дальнейшем будут задействованы другие источники: поставки морем из Израиля, Греции, импорт из Туркменистана, увеличение отгрузок из Литвы, Польши, Болгарии и Румынии“.
В прошлом году, когда Россия впервые запретила ввоз ДТ, украинские трейдеры сумели переориентироваться довольно быстро. Роста цен на АЗС удалось избежать за счет снижения маржи при продаже в рознице, напоминает директор колнсалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Читай также: Беларусь приостановила экспорт топлива
“Сейчас ситуация немного иная. Из-за девальвации гривны уже есть предпосылки к росту цен на ДТ на 1-1,5 гривен/литр - говорит он. - Поэтому длительное отсутствие на рынке более дешевого российского дизеля усугубит ситуацию“.
“Если проблема с поставками из РФ продлится, это скажется на розничных ценах примерно через две недели, - считает Сиренко. - По аналогии с рынком сжиженного газа можно ожидать роста цена на 20-30%“.
Ранее сообщалось о том, что Россия остановила экспорт в Украину дизельного топлива.
Смотри также - Эксперт топливного рынка Сергей Куюн - о ценах на бензин в Украине: