Одна из первых панелей Всемирного экономического форума была посвящена будущему цифровой экономики. Топ-менеджеры из абсолютно разных индустрий собрались поговорить о том, как цифровизация меняет их привычные бизнес-модели, как вокруг их корпораций вырастают новые экосистемы и что с ними делать.

Читай также: Байден призвал Украину продолжать сотрудничать с МВФ

Продукты обрастают багажом данных

Председатель международной консалтинговой компании Brain and Company inc. Орит Гадиш говорит, что быстрое распространение коммуникации между устройствами “доставило“ интернет вещей в мир b-to-b (business-to-business, экономическое взаимодействие предприятий). И это очень важное событие. Потому что общее количество операций и транзакций между компаниями в два раза превышает количество таких контактов в сфере b-to-c (когда компания взаимодействует напрямую с частным потребителем).

Как подчеркивает Орит Гадиш, цифровая трансформация сохраняет изначальную ценность классических продуктов в b-to-c среде. “Ведь свитер, который я купила, если его дизайн остается модным, сейчас ничем не отличается от того свитера, который я купила 20 лет назад. В книгах и музыке контент, который я ценю как потребитель, тоже остался тем же“, - уточняет она. Явные изменения происходят преимущественно в каналах продаж и маркетинге этих продуктов.

Читай также: Украина получит 600 млн евро, если разрешит экспорт древесины - ЕС

В мире b-to-b старые продукты начинают обрастать новыми функциями. Например, двигатель самолета стал не только механическим устройством, но и цифровым. Теперь он производит к тому же и огромное количество данных. Около 10 Гб в секунду. И если сопоставлять эти данные с данными других турбин, двигатель сможет своевременно уведомить, что он нуждается в техподдержке.

 

 

Обращение с данными, по словам Гадиш, в b-to-b и b-to-c тоже существенно отличается. В первую очередь потому, что межкорпоративный бизнес не предусматривает ситуативного ежедневного обмена большими данными, как это делается в потребительских бизнесах для удобства. Промпредприятия же, наоборот, предпочитают старательно собирать и накапливать данные и раскрывать их для партнеров только в случае равноценного обмена.

Таким образом, в b-to-b данные становятся ценным конкурентным активом. И основной вопрос сейчас состоит в том, какое звено всей бизнес-экосистемы получит от накопленных данных максимальную выгоду.

Читай также: К рынкам ЕС допущено 277 украинских предприятий-экспортеров

“Цифровые близнецы“

Как выяснилось, массив цифровых данных уже повлиял на бизнес-модели крупнейших мировых предприятий, которые еще пять лет назад не имели ничего общего с информационными технологиями, а теперь, наоборот, позиционируют себя как ИТ-компании.

Как рассказывает CEO General Electric Power Стив Болз, в течение первых двадцати лет его карьеры (начинал электриком) в компании ему особо не приходилось думать, что такое софт. За последние несколько лет произошли драматические изменения. Индустриальный интернет, по его словам, будет в несколько раз больше, чем потребительский.

“Одна газовая турбина одного нашего ключевого решения способна часто генерировать 2 Тбайт данных в день. И это больше, чем многие из нас могут опубликовать в социальных медиа в течение года“, - подчеркивает Болз. Как он говорит, из получаемых данных еще можно много чего выжать полезного. Ведь сейчас в сегменте индустрии (utility), где он работает, только 2% данных используются эффективно.

Читай также: К рынкам ЕС допущено 277 украинских предприятий-экспортеров

Болз еще помнит те времена, когда в его корпорации начали появляться первые переманенные айтишники из таких компаний, как Cisco. Сначала в GE думали, что просто улучшат предоставление услуг за счет digital-подразделений. Но в конце концов все свелось к тому, что гораздо эффективнее создавать новые продукты.

Так в корпорации появились такие облачные платформы и решения, как Predix и Digital twin. Последний представляет собой виртуальную копию любого актива, существующего в компании. Сейчас таких “близнецов“ уже 500 000. Они существуют в облаке и подтягивают всю оперативную информацию о происходящем с реальными активами.

Эта информация обрабатывается с помощью алгоритмов машинного обучения и помогает предсказать, например, приближающееся аварийное отключение или просто предлагает модель для более эффективной работы (GE, кстати, позволяет понять, как работает “цифровой близнец“, на примере ветровой электростанции в игровой форме на своем сайте).

 

 

Чтобы проходить через такие трансформации, GE пришлось ввести новую позицию топ-менеджера Chief Digital Officer. Теперь такой топ есть в каждом ключевом подразделении компании.

Цифровая трансформация заставляет таких инфраструктурных гигантов, как GE, все больше соприкасаться с сообществами пользователей, заинтересованных поучаствовать в разработке новых продуктов. Сейчас на компанию работает около 20 000 разработчиков. И многие из них - это небезразличные клиенты группы.

Как здравоохранение Китая превращается в бизнес

Китайская Neusoft Corporation управляет ИТ-платформой, через которую осуществляется распределение половины бюджетных затрат на здравоохранение Поднебесной. Как говорит ее директор Лию Джирен, тысячи больниц используют их информационную систему. По его словам, Bigdata-анализ большого массива информации медицинских учреждений показал, что около 70% их медицинских активностей не являются прибыльными.

Читай также: Украина и ЕС договорились об энергетической солидарности

И чтобы упразднить такое количество дополнительных затрат, Neusoft предложила новую цифровую бизнес-модель, когда обмен данными между пациентами и больницами осуществляется в онлайне (вместо того чтобы семейный доктор обхаживал пациентов). Neusoft также создала экосистему для носимых устройств, способных собирать данные о жизнедеятельности пациентов без необходимости ехать в больницу. Таким образом Neusoft Corporation стала не просто ИТ-компанией, а предприятием, способным понимать здравоохранение и страхование. А также потребности их клиентов.

“Мы называем эту трансформацию B-B-C (business-to-business-to-client). Если вы не понимаете клиентские потребности, вы не можете сделать успешным бизнес партнеров, покупающих ваши ИТ-решения“, - уточняет Джирен.

Безопасность и приватность

Исходя из этих примеров, участники панели делают вывод: по мере того как количество данных в различных индустриях увеличивается, совершенно на другой уровень переходит и вопрос безопасности этой информации. Число хакерских атак растет, и под угрозой может оказаться любой массив данных - как из энергетики, машиностроения, так и из сферы здравоохранения.

Читай также: Украина и Швейцария договорились о возврате денег Януковича

При этом, подчеркивает CEO страховой группы Lloyd’s Инга Бил, большинство взломов (от 75 до 90%) происходят из-за пренебрежения мерами кибербезопасности самими людьми, а не из-за уязвимости системы. Бюджет на безопасность GE за последние годы вырос минимум в три раза.

CEO Neusoft Corporation обращает внимание на то, что многие приложения и гаджеты, которыми пользуются их клиенты, небезопасны и создают большие риски для работы всей экосистемы здравоохранения. Поэтому, как отмечает CEO SAP SE Билл Макдермотт, безопасная защищенная экосистема должна выстраиваться в первую очередь между предприятиями-партнерами.

Только тогда у пользователей их продуктов может сформироваться доверительное отношение к продуктам. Макдермотт добавляет, что забот с обеспечением безопасности данных прибавляет такой фактор, как повсеместный рост количества временных сотрудников в компаниях (он говорит об увеличении на 45% числа таких работников в прошлом году). Это чревато тем, что работодатель вряд ли будет хорошо знать всех своих подчиненных и понимать их реальные намерения трудоустройства. Возможно, именно через таких “темных лошадок“ данные будут утекать из компаний.

Читай также: Швейцария выделит Украине 100 миллионов в январе

Еще один вопрос, который возникает при появлении больших массивов данных в различных индустриях, - это сохранность их приватности. Возможно, не каждый клиент захочет, чтобы его личная информация создавала дополнительную ценность для активов бизнес-империй.

Но, как говорит CEO Neusoft Corporation, выход здесь очень простой. Компания перед началом обработки личных данных предлагает клиенту выбор: или подписать специальное дополнительное соглашение о доступе к их массиву, или отказаться от такой системы обслуживания.

При этом корпорация в обмен на доступ к личным данным может пообещать клиенту, например, более кастомизированный сервис. А в случае со здравоохранением - более точный диагноз и эффективное лечение. CEO SAP SE соглашается: главное, чтобы у потребителя был выбор. И недопустимо, если корпорация начнет собирать данные без ведома клиента обходным путем.

Ранее сообщалось о том, что президент Китая в Давосе призвал отказаться от торговых войн.

Смотри также - Порошенко рассказал о договоренностях в Давосе: