Бизнесу, сумевшему прорваться к государственной “кормушке“, опередив конкурентов, хотят усложнить жизнь. Программы бюджетной поддержки предприятий могут быть прекращены, если будут признаны незаконными. Более того, полученные деньги придется вернуть. Решение о законности господдержки будет принимать Антимонопольный комитет, пишет UBR.ua.
Читай также: ТОП-5 лучших стран для фрилансеров
“Порядок возврата незаконной государственной помощи уже разработан правительством и передан в Минюст на экспертизу“, - сообщил начальник отдела мониторинга государственной помощи АМКУ Евгений Дудник.
Правда, как признался чиновник, еще предстоит разработать ряд нормативов, которые определят критерии законности госпомощи.
Европа настаивает
В рамках согласования украинского антимонопольного законодательства с европейским был принят закон О государственной помощи субъектам хозяйствования. Он вступает в силу со 2 августа 2017 года и к этому моменту должны быть приняты все необходимые подзаконные акты.
Госпомощь считается допустимой, если она не искажает конкуренцию между получателем и остальными субъектами рынка
Часть из них, касающаяся процедур уведомления АМКУ об имеющихся и будущих видах господдержки, порядке рассмотрения дел, а также ведение реестра оказываемых видов помощи уже разработана Комитетом и по большей части утверждена. Остальное должен разработать Кабмин.
Читай также: Сергей Васьков: 11 ценных советов малому и среднему бизнесу
По сути, с конца лета в Украине должны запустить систему мониторинга и контроля помощи, оказываемой государством бизнесу. В качестве пилотного проекта такой анализ был проведен в сфере энергетики. Были изучены 26 программ государственной поддержки в угольной промышленности, электроэнергетике и нефтегазовом секторе.
Как пояснила государственный уполномоченный АМКУ Анна Артеменко, сфера энергетики была выбрана не случайно. Дело в том, что в октябре 2014 года Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС) инициировало разбирательство против Украины относительно требования о “местной составляющей“ для альтернативной энергетики.
Напомним, для получения “зеленого тарифа“ производителям энергии из нетрадиционных источников требовалось использовать украинское оборудование, доля которого в 2014 году должна была быть не менее 50%.
Читай также: Налоговая возьмет под контроль мелкие покупки украинцев
В ЕЭС посчитали это требование противоречащим правилам конкуренции ВТО, директиве 2009/28/ЕС11 по возобновляемой энергии и не дискриминационному принципу Договора об учреждении Энергетического сообщества.
“В 2014 году Энергетическое сообщество открыло против Украины процедуру урегулирования спора и одним из условий его прекращения со стороны европейских партнеров стало проведение такого исследования“, - говорит Анна Артеменко.
Критерии определения помощи
По результатам исследования были разработаны рекомендации госорганам, отвечающим за предоставление бюджетной помощи. Кроме того, в апреле на публичное обсуждение вынесут секторальные критерии для каждого вида деятельности.
Читай также: Как предпринимателям реагировать на проверки госорганов
“Мы выявили, что из 26 программ 8 не содержат признаков госпомощи, 11 могут быть таковыми, а по 7 программам собранной информации оказалось недостаточно, чтобы сделать какие-либо однозначные выводы“, - пояснил Евгений Дудник.
По новому закону, не вся господдержка считается “государственной помощью“, то есть оказывает влияние на конкуренцию между субъектами на конкретном рынке.
В идеале бизнес, вне зависимости от того, мелкий он или крупный, должен иметь равный доступ к ресурсам государства.
Согласно закону, госпомощь считается допустимой, если она не искажает конкуренцию между получателем и остальными субъектами рынка. А также, если государство и получатель помощи придерживаются обязательств, установленных АМКУ для такой помощи.
Читай также: Первый штраф пошел: предприятие попалось на махинациях с зарплатами
Законодательство выделяет три типа госпомощи: индивидуальная (конкретному субъекту); программы (нескольким участникам); другая помощь субъектам хозяйствования за счет ресурсов государства или местных властей.
АМКУ может принять решение о приостановке госпомощи или ее возврате. Обратно деньги не смогут потребовать, только если решение о выделении помощи было принято больше 10 лет назад.
“Мы ожидаем, что с августа начнут поступать обращения предприятий. Так как именно бизнес лучше всех знает о деятельности своих конкурентов“, - Анна Артеменко.
Рассмотрение дела АМКУ может начать либо в результате мониторинга действующих программ госпомощи, либо на основании проверки жалобы одного из участников рынка на своего конкурента. Задача комитета - выяснить законность предоставления госпомощи или ее надлежащее использование.
Читай также: Украинцам готовят новую систему уплаты налогов и сборов
Но следует помнить, что данный закон не распространяется на сферы сельхозпроизводства и рыболовства, производство оружия и военного снаряжения для ВСУ и правоохранителей и прочих спецслужб. А также на предоставление населению госуслуг, которые невозможно оказывать на коммерческой основе.
Ранее сообщалось, что высокие штрафы для предпринимателей за нарушение трудового законодательства, которые начали действовать с 2017 года, могут вскоре отменить. В Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №6087, под которым подписалась целая группа депутатов.
Смотри также - Гройсман: бизнес должен получить поддержку правительства: