Весна уже наступила, а с ней расцветает и рынок аренды автомобилей в столице. И в этом нет ничего удивительного, так как не каждый водитель захочет в снег и гололед выезжать из гаража, не говоря уже об аренде. Однозначно эксперты не могут назвать бизнес аренды авто сезонным, однако погодные условия влияют на популярность сервиса. ДЕНЬГИ.ua пообщались с лидерами рынка и узнали все тонкости и подводные течения бизнеса аренды машин.
Читай также: В Майами заметили милицейскую “копейку“ из Украины
Рука на пульсе
В Украине есть множество незаполненных рыночных ниш, которые опытный бизнесмен узнает с первых нот.
Украинский потребитель не прихотлив и ездит практически на любой машине, но в хорошем техническом состоянии.
“Наш бизнес начался с вопроса, уникальна ли услуга аренды авто для Украины, или это повседневность развитой цивилизации? В 2012 году сложно было оценить потенциал украинского рынка, и это был определенный риск, однако мы рискнули и запустили проект. Первой задачей у нас было наполнить автопарк: были свои машины, были оформлены кредиты, привлекали машины в субаренду. Это позволило получить от 10 до 15 автомобилей в разных классах. Для себя мы сразу же определили основной канал привлечения новых клиентов, им стал вездесущий интернет: сделали сайт, запустили рекламу”, - рассказывает Александр Орловский, владелец сервиса проката автомобилей NarsCars.
Несмотря на то, что игроков на рынке ренты авто достаточно мало, бизнес есть бизнес, со своими трудностями и преимуществами.
Читай также: ТОП-5 автомобилей, которые вскоре будут только в музеях
“Чтобы выжить на рынке нужно превосходить ожидания клиента - это есть самое приятное в любом бизнесе. Нет ничего ценнее лояльного постоянного клиента. Как сказал один из лидеров: “Деньги вторичны, первичен клиент!”. Преимущественно новые автомобили, в хорошем техническом состоянии и клиентский сервис - это и есть основные наши козыри. Но есть и ложка дегтя в бочке с медом - страхование: в Украине нет страховых программ, позволяющих прокатчику спать спокойно! И естественно непомерно высокие цены на транспортные средства. И это все в атмосфере постоянных политических, экономических, а сейчас и военных конфликтов, которые делают бизнес непредсказуемым”, - делится Александр Орловский.
Сегодня соискатель начинает диалог на собеседовании не с того, в чем он хорош и что может делать лучше всего, а с того, сможет ли он отпроситься, и нужно ли ему будет задерживаться на работе. О чем здесь можно говорить?
Украинский потребитель не прихотлив и ездит практически на любой машине, но в хорошем техническом состоянии. “Что хорошо ездит в Украине? Скажем так - все! На каждый класс авто есть свой клиент. Машину какое-то время узнают, на нее появляются постоянные клиенты и она, через пару-тройку месяцев, получает необходимый уровень загрузки. В этом бизнесе есть сезонность и о ней важно знать. Лето, июль-август – это пик сезона, а зима, январь-февраль – это самое дно сезона. Зимние месяцы нам помогают пережить постоянные клиенты, которых мы “зарабатываем” в разгар сезона и мы ними очень дорожим!”, - рассказывает Александр.
Читай также: Авто в кредит: что предлагают украинские банки
В бизнесе проката автомобилей совсем не обязательно иметь большой штат, однако особые критерии отбора все же присутствуют.
“В настоящее время в нашей компании коллектив из 15 человек. Этого достаточно для обслуживания четырех регионов. Самый главный критерий отбора персонала - наличие здравого разума у сотрудника. Сегодня соискатель начинает диалог на собеседовании не с того, в чем он хорош и что может делать лучше всего, а с того, сможет ли он отпроситься, и нужно ли ему будет задерживаться на работе. О чем здесь можно говорить? В остальном мы смотрим на навыки коммуникации клиентского сервиса, продаж. Ведь эффективность вложенных в рекламу и сайт денег зависит от умения менеджера заинтересовать и выполнять все требования клиента. В то же время мы осознаем, что вряд ли кто-то из пришедших на собеседования имеет опыт в прокате машин, так как его просто негде получить. Приходится идти на некий риск, принимать и обучать с нуля”, - рассказывает Александр Орловский.
Первые капиталовложения самые рискованные и бередят душу всем начинающим бизнесменам, а некоторых и вовсе заставляют отказаться от проекта.
Есть ошибки, совершая которые, мы еще долго сожалеем, одной из таких, поделился с нами Станислав: “Если бы у меня была возможность вернуться в 2007 год, когда я только начинал, я бы посоветовал себе не брать кредиты в долларах”.
“Для приобретения автопарка размером в 10-15 автомобилей необходимо от $50 тыс. до $150 тыс. Все зависит от того каким путем будет происходить покупка автомобилей: за наличные или с использованием кредитных/лизинговых программ. Что касается создания сайта и интернет-продвижения – это самые главные инструменты по поиску и привлечению клиентов, поэтому ставка на них очень велика. Хочешь получить хороший привлекательный сайт? Будь готов вложить от $3 тыс. Самое важное, на что нужно обратить внимание - этот процесс обновления бесконечный. Не выйдет: сделал и забыл, постоянно что-то оптимизируешь, допиливаешь. Ежемесячно оплачивая услуги сопровождающей IT-компании. Реклама и продвижение – очень важно и дорого, бюджеты начинаются от $2 тыс в месяц и вряд ли остановятся на $5 тыс.”, - делится Александр. Хороший бизнесмен - опытный бизнесмен, который учится на своих и чужих ошибках.
“Если бы у меня была возможность вернуться в 2012 год, когда я только начинал, я бы посоветовал себе каждое планируемое событие просчитывать, прописывать, проговаривать. А еще обязательно инвестировать деньги в получение знаний. Были периоды, когда остро ощущалось, что их в определенной области попросту не хватает. А знание, примененное на практике, экономит деньги и время”, - рассказывает Александр Орловский.
Читай также: В Украине выросли продажи легковых автомобилей
Опытный игрок
Чтобы стать лидером, нужно быть первопроходцем или хотя бы одним из первых начать развивать выбранную бизнес-отрасль.
“Моя компания начала свою деятельность в 2007 году с 5 автомобилей купленных в кредит. За 10 лет работы мы стали экспертами и законодателями моды в сфере проката автомобилей в Украине, и уже более 5 лет удерживаем первое место среди национальных операторов проката по количеству автомобилей и филиалов”, - рассказывает Станислав Луцкович, генеральный директор автопроката BLS и председатель Международной Ассоциации Автопрокатных Компаний (ICRA).
Первые капиталовложения самые рискованные и бередят душу всем начинающим бизнесменам, а некоторых и вовсе заставляют отказаться от проекта.
Успешные компании, как и любые другие, сталкиваются с трудностями, и то, как они с ними справляются, ведет их к процветанию.
Читай также: Что 2017 год приготовил украинским автомобилистам
“Самая большая проблема аренды авто в Украине - угонщики и мошенники. По нашей статистике каждый 10 клиент представляет опасность для автопрокатной компании. Учрежденная нами в 2007 году, Международная Ассоциация Автопрокатных Компаний (ICRA), была призвана защитить бизнес аренды авто от мошенников. Совместными усилиями предотвращено более одной тысячи попыток угона автомобилей. Законодательно прокат автомобилей в Украине не урегулирован. Сейчас мы пытаемся внести правки в гражданский кодекс и другие законы с целью выделить автопрокат как отдельный сегмент рынка”, - делится Станислав Луцкович.
Малейшее потепление, чистые дороги и солнце могут простимулировать спрос на аренду машин.
“Высокий сезон с марта по октябрь. Сложно выделить более востребованную марку либо модель авто так как на каждую машину существует свой клиент и загрузка автопарка происходит достаточно равномерно”, - рассказывает Станислав.
Читай также: Перерасход топлива в авто: как избежать лишних трат
Современные технологии дают возможность улучшить не только комфорт клиента и сохранить окружающую среду, а и открыть новый смежный бизнес.
“Более года назад мы уже запустили в прокат новый класс авто - электромобили. И наши ожидания были более чем оправданы, загрузка электромобилей Nissan Leaf и Telsa Model S превысила показатель 70% в месяц. Мы активно увеличиваем этот сегмент рынка и для развития инфраструктуры строим национальную сеть электрозапровок ТОКА”, - рассказывает Станислав Луцкович.
Нужно перенимать знания и экспертность компаний с многолетним опытом работы в сфере автопроката, и не наступать на одни и те же грабли
Компании, продержавшиеся на рынке как минимум десять лет, могут смело анализировать конкурентов и предугадывать новые тенденции бизнеса. “За 10 лет работы мы пережили три кризиса и постоянно наблюдали схожую картину: новые прокаты не проживали более года работы, а количество прокатов то росло, то уменьшалось. Сейчас рынок переживает свое возрождение, и конкуренция снова усилилась. По данным Международной ассоциации автопрокатных компаний, общий парк автопрокатов Украины составляет не более 2000 авто и представлен пятью международными игроками, множеством национальных операторов, число которых не превышает отметку в 50 компаний”, - рассказывает Станислав.
Читай также: ТОП-5 самых дорогих автомобилей февраля
Преимущество открытия авто проката десять лет назад заключается в том, что за сравнительно небольшую сумму, по нынешним временам, можно было открыть хороший бизнес.
“Первоначальная инвестиция составила $20 тыс. Большую часть вырученных от операционной деятельности денег мы вкладывали в рекламу и развитие. Сейчас в компании работает более 30 человек. Главные критерии отбора: большой стаж вождения автомобилей, английский язык и любовь к машинам. Если говорить об открытии прокатного бизнеса сегодня, то без опыта очень опасно. Два, три угона в первый год работы и весь бизнес-план и ожидания разрушатся. Я рекомендую перенимать знания и экспертность компаний с многолетним опытом работы в сфере автопроката и не наступать на одни и те же грабли. Мы, например, развиваем франчайзинговую сеть и рады помогать начинающим бизнесменам” - делится Станислав Луцкович.
“Что хорошо ездит в Украине? Скажем так - все! На каждый класс авто есть свой клиент. Машину какое-то время узнают, на нее появляются постоянные клиенты и она, через пару-тройку месяцев, получает необходимый уровень загрузки
Есть ошибки, совершая которые, мы еще долго сожалеем, одной из таких, поделился с нами Станислав: “Если бы у меня была возможность вернуться в 2007 год, когда я только начинал, я бы посоветовал себе не брать кредиты в долларах”.
Читай также: Как уплачиваются налоги при продаже грузовиков и автобусов
Молодой и пока еще не узаконенный сегмент рынка проката автомобилей ищет своих героев, однако это должны быть либо опытные бизнесмены, либо начинать надо с франчайзинга. Во всем мире аренда автомобилей, особенно малолитражных, пользуется огромной популярностью, и Украина - не исключение. Возможно, стоит задуматься и начать разрабатывать бизнес-план, а там, глядишь, даже Укравтодор не станет вам помехой.
Елизавета Топух
Смотри также видео об особенностях аренды автомобилей в США: