В нашей жизни так много работы, забот по дому и прочих важных дней, что на организацию праздников не хватает ни сил, ни времени. Предприимчивые украинцы, изучив потребности рынка, тут же предложили новый формат бизнеса - ивент-агенства. Сервис берет на себя все вопросы по организации мероприятия, при этом соблюдая требования заказчика. Насколько выгодно открыть ивент-агентства и какие трудности скрывает “праздничный” бизнес, ДЕНЬГИ.ua узнали у лидеров украинского рынка.
Семейный тандем
Находчивым людям улыбается удача, а если это касается бизнеса, то успех неминуем.
“Наш бизнес начался в 2005 году. Мой друг предложил мне сделать бизнес на богатеньких компаниях, которым лень искать себе ресторан для банкета, предварительно договорившись с ресторанами о “бонусе” за приведение клиентов. Идея мне показалась весьма привлекательной и несложной в реализации. Первым делом мы сделали себе визитки, это было очень забавно! На тот момент нам было по 19 лет и казалось, если мы сделаем себе визитки, то станем крутыми, и все будут хотеть с нами работать. Реальность оказалась совсем другой. Позже нам пришла идея, что кроме ресторанов нашим клиентам можно предлагать много других сопутствующих услуг, и только после этого мы узнали, что есть такое понятие как “ивент-агентство”. Спустя какое-то время к нам в команду присоединилась моя старшая сестра Наталья и лед тронулся. У нас сложился очень удачный тандем, моя предпринимательская жилка и ее безграничный креатив, начали приносить свои плоды”, - рассказывает Сергей Родинов, владелец и основатель ивент-агенства Империя Праздника.
Но, как и в любом начинании, здесь есть свои трудности, которые нужно преодолеть, не смотря ни на что.
Нам было по 19 лет и казалось, если мы сделаем себе визитки, то станем крутыми, и все будут хотеть с нами работать. Реальность оказалась совсем другой
Читай также: Аренда авто как бизнес: лучшие идеи Киева и их воплощения
“Основная трудность была в том, что всему приходилось учиться на собственном опыте, путем проб и ошибок, так как до создания бизнеса мы не работали в ивент-компаниях. Это очень нас тормозило и естественно поток клиентов в молодую и неизвестную компанию, мягко говоря, очень слабый. А средств на рекламу тогда не было”, - рассказывает Сергей Родинов.
Для многих читателей станет открытием, что самая популярная услуга в ивент-агентствах это не дни рождения и свадьбы.
Читай также: Free space: коворкинг как новый вид бизнеса
“Топовыми услугами стали организация корпоративных мероприятий и конференц-сервис. Наибольшая активность проявляется осенью и в период новогодних праздников: декабрь - январь. На самом деле нашей ошибкой на старте было заблуждение в том, что ивент-бизнес - это сезонный бизнес. Как оказалось в любой период года есть спрос на ивент-услуги, просто в определенный период есть спрос на различные типы событий. Например, летом пик заказов на тимбилдинги, осенью и весной - конференц-сервис, а зимой - новогодние корпоративы”, - делится Сергей Родинов.
Многие работодатели выбирают сотрудников по умениям и навыкам в работе, но ивент-бизнес имеет свои тонкости.
“На данный момент в нашем агенстве работает 14 человек. Я в первую очередь выбираю людей по личностным качествам, а профессиональные навыки всегда можно подтянуть, чего не скажешь про характер и мышление людей”, - рассказывает Сергей Родинов.
Читай также: Украинские спортхабы: лучшие бизнес-идеи
По словам бизнесменов, концентрация на рынке ивентов очень плотная, но работы хватает на всех. Возвращаясь к теме первоначальных инвестиций, ивент-бизнес, один из немногих мало затратных, на первых порах, видов деятельности.
“Первое крупное вложение было $300 на разработку сайта. Телефон мне подарил муж сестры и ноутбук купили родители, за что им огромная благодарность, а дальше все заработанные деньги мы реинвестировали в рекламу. Ивент-бизнес в Украине выгодный, но каждому по-своему. Я считаю, что ивент-бизнес - это самый лучший бизнес в мире. Нужно просто работать и делать свою работу от всего сердца, качественно и с любовью. Если бы у меня была возможность вернуться в то время, когда мы только начинали свой бизнес, то я посоветовал бы пройти в первый год создания бизнеса все тренинги и прочитать все книги по систематизации бизнеса и маркетингу. Я прошел и прочитал их за последние 2 года, благодаря которым мой бизнес развился в разы круче и быстрее. Также посоветовал бы быстрее принимать решения, больше экспериментировать, больше делегировать и не пытаться делать все самостоятельно!”, - рассказывает Сергей Родинов.
Коллаборация братьев и квартальцев
Одним из самых модных и прогрессивных течений в бизнесе стали коллаборации компаний из смежных отраслей бизнеса.
“Невозможно пересчитать, сколько мероприятий провела студия Квартал 95, на скольких мероприятиях выступали с различными концертными программами, но в какой-то момент нам пришло осознание того, что мы можем придавать хорошее настроение, правильный тон, энергетику, темп не только части праздника, но и всему мероприятию в целом. Поэтому и родилась идея создать свое агентство на базе уже существующего ивент-агентства Братья Гагарины, которое было основано более 10 лет назад и успешно работало, проводило различные корпоративы, фестивали, праздники и мероприятия от 2 людей до 150 тысяч. В результате такой коллаборации в 2016 году появилось GB event by Kvartal 95”, - рассказывает Артем Гагарин, директор GB event by Kvartal 95.
Читай также: Веганский бум: лучшие бизнес-идеи столицы
Всеобщий экономический кризис сильно влияет на ивент-бизнес, и это касается не только урезанных бюджетов, но и настроения в целом.
Если раньше корпоративные мероприятия компаний проводились только ради “фана”, то сейчас – это возможность поддерживать и поднимать боевой дух сотрудников, говорить, что мы живем, что у нас все хорошо
“Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, как ивент-агенство, - это та ситуация, в которой сейчас находится наша страна, та нестабильность, те ужатые бюджеты, а порой и вовсе отмена мероприятия по тем или иным причинам. Но при этом мы делаем все возможное, дабы клиент не почувствовал, что нам пришлось где-то экономить, что-то поменять. В любом бизнесе есть свои нюансы, в нашем это - сроки, поиск качественных подрядчиков для реализации проекта на высшем уровне, ну и, конечно же, форс-мажоры. Сюда можно отнести и погодные условия, человеческий фактор, условия работы локаций. Решить все эти задачи - и есть наша работа, и сделать это так, чтобы клиент не замечал этих маленький нюансов, а получил ту картинку и тот праздник, на который он рассчитывает”, - делится Артем Гагарин.
Кризис сделал украинцев более скрупулезными в тратах, но юбилеи и свадьбы - дело святое.
Читай также: Золотая жила: Как развивается ювелирный бизнес в Украине
“Сейчас основными ивентами являются свадьбы и юбилеи. Это те праздники, от которых люди не отказываются в силу сложившейся ситуации в нашей стране, потому что перед каждым мероприятием заказчик анализирует, насколько уместным будет проведение праздника. Хотя у некоторых праздников появился другой смысл. Если раньше корпоративные мероприятия компаний проводились только ради “фана”, то сейчас - это возможность поддерживать и поднимать боевой дух сотрудников, говорить, что мы живем, что у нас все хорошо, и как-то дарить людям праздник и положительные эмоции в это непростое время. Также сейчас активно развивается и входит в моду такой тип праздника, как индивидуальное поздравление. Это тот тип мероприятия, когда люди отказываются от банкетов, приемов, но заказывают виновнику торжества какое-то креативное и необычное, интересное видео-аудио поздравление, розыгрыш. Что-то такое, что надолго останется в памяти и создаст настроение домашнего семейного праздника. А у кого, как не у нас огромный опыт в написании подобных поздравлений, розыгрышей, скетчей и т.д.”, - смеясь, рассказывает Артем Гагарин.
Каждый бизнес можно перезапустить, и здесь очень уместна коллаборация и поток новых инвестиций.
Читай также: Бизнес по-мужски: как открыть свой barbershop и сделать его прибыльным
“Сумма первичных инвестиций составляла 5000 долларов, но это не главное, ведь ивент-бизнес не подразумевает под собой изначально большие финансовые инвестиции. Главным нашим вложением является наш опыт, наше креативное мышление и, самое главное, наше желание работать и удивлять. Самые минимальные вложения, которые требовались на такие пункты как офис, техника и т.д., уже были у студии. Кроме того, большинство юридических вопросов и бумажной волокиты взяли на себя сотрудники Квартала. В этом плане нам было легко, и поэтому с первого дня работы мы могли посвятить все время воплощению в жизнь своих проектов и творческому развитию агентства. Слияние дало новые возможности, а это уже невозможно описать цифрами, это больше человеческий и интеллектуальный ресурс, опыт”, - рассказывает Артем Гагарин.
Многие скептически относятся к подобному роду бизнеса, но рентабельность можно проверить только на практике.
Читай также: Как открыть свой ресторан на колесах и заработать на нем
“Если бы этот бизнес был бы не выгоден, то мы с вами вряд ли бы делали это интервью (смеется). Этот бизнес приносит намного больше, чем просто деньги. Это тот тип бизнеса, который приносит положительные эмоции. Потому что, делая для кого-то праздник или событие, ты получаешь энергию людей в ответ, ты сам заряжаешься позитивом, каким-то азартом. Именно за такие моменты я люблю свою работу”, - рассказывает Артем Гагарин.
Открывая свое ивент-агенство, нужно избавиться от иллюзии “вечного праздника”, нужно быть готовым к работе с людьми, порою слишком требовательными, форс-мажорными обстоятельствами и прочим неурядицам, которые присущие любому бизнесу. Однако есть что-то, что отличает данный род деятельности от многих других - это счастье и радость благодарных клиентов. Это энергозатратный бизнес, и уживается в нем только тот, кто привык работать на результат, быстро и качественно.
Елизавета Топух
Смотри также - Как правильно составить бизнес-план: