После поездки президента Петра Порошенко на Волынь с инспекцией пунктов пропуска на границе с Польшей выяснилось, что эти пункты перегружены на 50-70%, из-за владельцев авто на иностранных номерах и челноков, которые целыми днями курсируют через границу. Об этом сообщает UBR.

Читай также: Реформы и транши: чем Украина сможет удивить кредиторов из МВФ

Данный факт послужил дополнительным стимулом для Минфина при разработке плана реформы таможни. В рамках этой работы эксперты исследовательского центра CASE Ukraine составили перечень наиболее популярных схем, которые используются при “сером“ и “черном“ импорте.

Первая схема - Черная контрабанда

Полностью незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. То есть, либо пересечение границы вне таможенного поста или с незаконным освобождением от таможенного контроля (за определенную плату в карман контролерам и представителям правоохранительных органов). Такая схема используется, как правило, для больших партий высоко ликвидного товара, который можно быстро продать и замести следы.

Вторая схема - Прерванный транзит

В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель, согласно документам, находится также в другой стране (чаще всего в странах СНГ). Однако пределы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.

Читай также: Украинская таможня задерживает посылки с Meizu и Xiaomi

Эта схема была особо популярная в 90-е годы. Тем не менее и сейчас ею успешно пользуются. Например, в 2013 году тогда еще замглавы комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль рассказывал о поставках из Болгарии одежды, обуви, тканей и мебели якобы в адрес российских получателей.

“Эти схемы модернизируются в соответствии с изменением законодательной базы и продолжают успешно применяться и в 2017 году“, - рассказал эксперт по правовым вопросам исследовательского центра CASE Ukraine Андрей Саварец.

Третья схема - “Норма“, “муравьи“ или “пиджаки“

Злоупотребление предоставленными законом льготами для ввоза товаров гражданами. Напомним, что по закону каждый гражданин для личного использования имеет право за один раз провезти из-за границы товаров на сумму 1000 евро путешествуя самолетом и 500 евро - автомобилем. А также получить по почте товара на сумму не более 150 евро в одном отправлении.

Контрабандисты организовывают с обеих сторон границы специальные базы, где крупный груз дробится на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса “муравьями“ через границу - снова собирается в одной фуре или развозится более мелкими партиями по всей стране. По мнению экспертов, наибольшую угрозу для бюджета страны представляют такие почтовые отправления и пересечение границы пешком и на автомобилях через пропускные пункты. Так как возить самолетами мелкие партии товара слишком дорого.

Четвертая схема - Занижение веса

Читай также: В Украине предлагают внедрить новую систему администрирования НДС

Эта схема применяется уже при таможенном оформлении грузов для ввоза на территорию Украины. Она связана с недостоверным декларированием в описании груза, его количестве или весе. Суть данной схемы заключается в том, что вес партии ввозимого товара по документам специально занижается, чтобы соответственно уменьшить размер таможенных платежей.

Пятая схема - “Пересорт“

Оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы. Например, есть дорогие и дешевые стройматериалы. Поэтому среди партий дешевой продукции незаметно пытаются втиснуть очень дорогие позиции, чтобы заплатить импортную пошлину по минимуму.

Шестая схема - Товары “прикрытия“

Декларирование товара со значительно более низкой налоговой нагрузкой, обычно такого, что не требует разрешительных документов. Условно говоря, декларант заявляет недорогую одежду, а дешевые строительные материалы. К примеру, керамическая плитка - много весит, а стоит относительно немного.

“Стали притчей во языцех игральные карты. С 2010 года, когда начали отслеживать массовый ввоз “карт“, их стало меньше, но все же идет большой поток этого товара, что видно даже по официальной статистике“, - говорят в CASE Ukraine.

Читай также: В Украине не пропускают только один брендовый товар – таможня

Также в свое время аналитики изучили ввоз велосипедных шин в Украину и оказалось, что их хватит для оснащения такого количества велосипедов, как в Китае.

Седьмая схема - “Площадка“ или “модная фирма“

Системное внедрение всех вышеперечисленных “серых“ схем по снижению таможенных платежей путем создания и функционирования подконтрольных фирм-импортеров, для которых руководством таможни установлены особые льготные “условия“ оформления.

Причем они могут работать не только в привычных центрах оформления грузов - Киеве, Одессе, Львове, а и других областях. Как отмечают специалисты, существованию этих схем способствуют следующие законодательные нормы. Во-первых, высокий установленный порог для ввоза товаров без налогообложения для граждан (ст 374 Таможенного кодекса Украины).

Во-вторых, несоответствие норм ТКУ Киотской конвенции об отсутствии лица, которому предоставляется льгота, не менее 24 часов. Согласно конвенции, для тех, кто возвращается в тот же день из-за границы с товаром, льготы по беспошлинному ввозу либо ограничиваются, либо отменяются вовсе (особенно это касается табачных и алкогольных изделий).

Читай также: В ГФС объяснили, почему таможенники “потрошат“ посылки

Собственно, отсутствие “предохранителей“ против злоупотребления правом на ввоз товаров без налогообложения, а также возможность продажи товаров, которые были ввезены гражданами без налогообложения (или незаконным путем) создает благодатную почву для злоупотреблений.

Контрабандисты также пользуются несовершенством в администрировании таможенных платежей и контроля таможни в целом. А именно: отсутствием полноценного обмена предварительной информацией о перемещаемых товарах с другими странами (кроме Молдовы); не оборудованными участками границы вне пунктов пропуска, что позволяет возить товары в обход таможенных постов. Но главная проблема - это отсутствие способности таможни противодействовать незаконному ввозу товаров и “встроенность“ таможенников в нелегальные схемы.

Ранее сообщалось о современных тенденциях украинского e-commerce в торговле товарами из Китая.

Смотри также - Мнение украинца о запрете дешевых смартфонов: