Министерство финансов США уточнило редакцию секторальных санкций, наложенных на российскую нефтяную отрасль, включив в них новые ограничения, принятые Конгрессом в июле. Об этом пишет Коммерсантъ.
Читай также: В Крыму готовят к приватизации “национализированные“ предприятия
Изменения внесены в директиву 4, принятую в сентябре 2014 г. В исходной редакции американским компаниям и гражданам было запрещено оказывать какое-либо содействие (за исключением финансового) проектам по разработке нефтяных месторождений в российской Арктике, на шельфе (при глубине моря более 150 м) и в сланцевых залежах.
Теперь запрет распространился не только на Россию, но и на новые нефтяные проекты в любой другой стране, если в них участвует российская компания, на которую наложены секторальные санкции (Sectoral sanctions identifications, SSI List), и которая владеет в проекте долей в 33% или более. Ограничения будут распространяться на проекты, начатые 28 января 2018 г. или позднее. Действующих проектов ограничения не коснутся.
В Госдепартаменте добавили, что указанные санкции распространяются и на российские проекты экспортных трубопроводов, однако четкого указания на это, а также на суть этих санкций среди опубликованных Минфином США поправок и дополнений нет.
Сейчас в SSI List находится 278 российских компаний. Под директиву 4, посвященную нефтяной отрасли, подпадают Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ, Газпром нефть, а также их многочисленные дочерние структуры. Эти компании не смогут получить услуги или оборудование от американских структур или даже американских граждан (в том числе в качестве работников) для своих новых зарубежных нефтяных проектов в Арктике, на шельфе или в сланцах. Как говорится в разъяснениях Минфина США, американским компаниям нельзя предоставлять услуги по бурению, геофизическим и геологическим исследованиям, транспортные, управленческие услуги и т. д.
Читай также: СМИ назвали богатейшие кланы России
Развитие нефтяных сланцевых активов за рубежом российские компании сейчас не интересует. Поэтому новые санкции могут в первую очередь затронуть их участие в проектах на шельфе, прежде всего в Норвегии - некоторые месторождения там попадают и под категорию арктических.
Планы по развитию новых активов в Норвегии имеет и Роснефть, однако пока неизвестно, на какие доли она претендует. Также компания планировала развивать добычу на шельфе Венесуэлы, в основном для получения газа. Будет ли там добываться нефть, пока неизвестно. Возможные проекты российских компаний в Иране, в том числе на шельфе Персидского залива, под санкции попасть не должны, поскольку глубина моря там менее 150 м. Санкции США теоретически могут также осложнить планы ЛУКОЙЛа по работе в Норвегии, а также на шельфе Мексики.
Поскольку все крупнейшие нефтесервисные компании, такие как Schlumberger или Baker Hughes, имеют сильные представительства в США, сотрудничество с ними может быть затруднено. В то же время, в отличие от секторальных санкций 2014 г., текущие меры США вводит односторонне, без поддержки и участия ЕС. Это означает, что европейские компании смогут сотрудничать с российскими, впрочем, тоже не вполне свободно, так как новые санкции США касаются не только американских компаний, но и оборудования и услуг, изготовленных или оказанных на территории США. Этот пункт может ограничить возможности европейских компаний, имеющих бизнес в США, по работе с российскими компаниями в подсанкционных проектах.
Также наличие санкций может помешать российским компаниям бороться на зарубежных тендерах по розыгрышу участков и вступать в консорциумы по их освоению иначе, нежели на положении миноритария.
Ранее сообщалось о том, что Газпром увеличил транзит газа в Европу по всем направлениям.