Антитабачные активисты Константин Крассовский и ГО Життя выступают теперь не за «страну без табачного дыма», а активно комментируют вопросы, связанные с уплатой налогов, нарушениями маркировки изделий, контрабандой украинских сигарет в ЕС и пр.
Главным фигурантом обличительных выступлений антитабачных активистов почему-то стала лишь одна Львовская табачная фабрика - о которой еще несколько лет назад было известно разве что у себя в регионе. Кому мешает единственный украинский производитель табачных изделий ? Об этом исследование наших журналистов.
Производство сигарет в Украине, млрд. шт.
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
86,1 | 86,0 | 92,9 | 98,2 | 92,1 |
По данным Госстата Украины
Внешняя торговля сигаретами в Украине (январь-ноябрь), млрд. шт.
| 2016 г. | 2017 г. |
Экспорт | 23,3 | 25,9 |
Импорт | 4,1 | 1,43 |
По данным Госстата Украины
"Вечер перестал быть томным"
Для того, чтобы разобраться в происходящем, нужно вернуться на четыре года назад. В 2013 г. по разным оценкам фабрики четырех транснациональных компаний (Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина, В.А.Т.-Прилуки и Империал Тобакко Продакшн Украина) контролировали 95-97% всего внутреннего табачного рынка. Четыре крупных поставщика работали с розницей через одного дистрибутора - компанию Тедис Украина (тогда – Мегаполис Украина).Таким образом, отечественный табачный рынок имел очень простую конфигурацию и фактически работал в режиме “4+1“Оставшуюся мизерную долю заполняли контрабандные сигареты (не более 1%) и мелкие производители – Феодосийская ТФ, Дана С, Хамадей.
Кто такой Тедис?
Рынок оптовой торговли был в свое время монополизирован одной компанией – Мегаполис Украина. Дочка российского Мегаполиса появилась в Украине в 2011 г. Примечательно, что одним из владельцев Мегаполиса является олигарх Игорь Кесаев, сейчас находящийся в украинском санкционном списке. Он известен, также, как собственник оружейного завода им. Дегтярева и учредитель благотворительного фонда ветеранов ФСБ - Монолит.
Но важным является то, что Мегаполис имеет и прямую связь с транснациональными табачниками. Еще в 2010 г. членом совета директоров головной копании Мегаполис РФ стал Лео Маклафлин, до этого занимавший посты генерального директора Филипп Моррис Украина, а потом Филипп Моррис Россия.
В 2013 г. Philip Morris и JTI купили по 20% акций Мегаполис РФ - т.е. как минимум две из четырех компаний “большой четверки“ стали совладельцами Мегаполиса и, как следствие, Мегаполис Украина. B.A.T. и Imperial Tobacco пошли в фарватере своих конкурентов, и не стали противостоять создаваемой связке.
В 2015-2016 г. компания, выходя из-под санкций, была переименована в Тедис Украина, а ее владельцами официально стали кипрские фонды и несколько физлиц.
Нельзя сказать, что транснациональные корпорации, работающие на рынке, не конкурируют между собой. Но это не мешало им совершать согласованные действия. Самым заметным можно назвать антиконкурентный сговор в виде согласованного снижения цен в 2015 г., когда сигареты всех брендов “большой четверки“ синхронно снизились на 3-4 грн. за пачку.
Действия были настолько прямолинейными», что не остались без внимания АМКУ, который в конце 2016 г. принял решение о признании компании Тедис Украина монополистом и наложил на нее штраф в 431 млн. грн (в начале февраля этого года Апелляционный хозяйственный суд г. Киева поддержал позицию Комитета).
Было установлено, что имеют место постоянные ограничения розницы в товаре. Контракты прописаны таким образом, что Тедис мог без предварительного уведомления уменьшить количество товара, вообще прекратить его отгрузку и пр.
Впрочем, дела о нарушении конкурентного законодательства тянутся годами и, как правило, ничем не заканчиваются.Поэтому, отмеченные информационные “атаки“, начавшаяся в конце прошлого года, явно имеет другие причины.
Злая доля
Точное потребление табачных изделий в Украине неизвестно. Последние точные оценки МОЗ датируются 2006 г. – тогда в стране выкуривали 60-65 млрд. сигарет и это количество имело тренд к уменьшению. Также есть оценка Украинского института стратегических исследований МОЗ, согласно которой потребление сигарет в 2008-2014 гг. сократилось примерно на треть, а доля курильщиков в стране составила 21,8% населения (при среднемировом показателе 22%).
Конфликт в РФ существенно изменил ситуацию – из-под контроля Украины вышли АР Крым и часть территории Донбасса. Это также внесло коррективы в общие объемы продаж табачных изделий – они в очередной раз снизились.Иными словами, конкуренция на рынке постоянно растет. Изменение доли какой-нибудь из компаний «большой четверки» даже на 1-2% - большое событие.
И вот здесь начинается самое интересное. Доля Львовской табачной фабрики ЛТФ), ставшей объектом информационной атаки, за два последних года выросла до 9% (согласно исследованию компании Nielsen).
Т.е. почти десятая часть внутреннего украинского табачного рынка вышла из-под контроля западных корпораций. Более того, в компании заявляют о намерении в 2018-2019 гг. нарастить долю до 15%.
В первую очередь пострадают позиции Империал Тобакко Продакшн Украина с зонтичным брендом «Прима», который, как и бренды ЛТФ позиционируется в нижнем и среднем ценовом сегменте.
Но дело не только в этом. Сейчас ЛТФ готовится к проведению аудита одним из четырех ведущих мировых аудиторов (PwC, Deloitte, EY, KPMG) и в 2019 г. намерена провести IPO (первичное размещение ценных бумаг). Скорее всего, для этого будет выбрана Лондонская площадка.
Прямым следствием выхода ЛТФ на мировой рынок ценных бумаг станет снижение курса акций всех четырех западных корпораций, работающих в Украине.
Кроме того, как стало известно, компания уже ведет переговоры с одной из китайских табачных корпораций о возможном инвестировании в развитие производства.
О табачных компаниях Поднебесной в Украине известно не много. Но достаточно сказать, что работают они на самом емком рынке сигарет мира, а государственная табачная корпорация Китая СNТС в 2013 г. была крупнейшим мировым производителем (до 30% мирового рынка). По украинским меркам, такие инвесторы обладают практически неограниченным финансовым ресурсом и, если один из них всерьез “зайдет“ на ЛТФ, кому-то из нынешней большой четверки производителей придется забыть дорогу на украинский рынок.
И это не преувеличение. В начале 1990-х западные табачные корпорации спешили закрепиться на открывшемся рынке Восточной Европы и наперегонки строили свои фабрики в разных странах. В результате, фабрики одной и той же корпорации уже конкурируют между собой. Например, в штаб-квартире Philip Morris International уже давно поднимают вопрос о закрытии одной из двух фабрик корпорации – или в Сербии или в Украине. Вряд Филип Моррис Украина простят потерю доли украинского рынкаи утрату “контроля“ над действиями конкурента.
Позиция "поперек"
Впрочем,"ненависть" западных компаний, закаленных в конкурентных войнах, нельзя объяснить лишь наращиванием рыночной доли ЛТФ. Есть несколько вопросов, по которым позиции ЛТФ и большой четверки принципиально расходятся.
Во-первых, Львовская фабрика не работает с Тедис Украина и ведет независимую ценовую политику. Фактически Ассоциация Укртютюн, объединяющая украинские фабрики западных корпораций и Тедис утрачивает возможность “вручную“ управлять повышением и снижением цен на сигареты. Когда речь идет о потере контроля над 10-15% продаж, проблемой пренебречь уже нельзя.
Во-вторых, ЛТФ последовательно отказывается идти в русле лоббистских усилий Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина, В.А.Т.-Прилуки и Империал Тобакко Продакшн Украина в вопросе регулирования ставок акцизного налога.
Поясним: в Украине, как и большинстве стран мира, этот налог состоит из трех частей. Специфическая ставка устанавливается в гривнах за 1 тыс. шт., адвалорная составляющая – в процентах к розничной цене. И, наконец, есть минимальное акцизное обязательство – сумма, ниже которой производитель заплатить не может.
Возможно не все понимают, но адвалорный налог на сигареты выполняет несколько функций. Специфическая часть акциза, минимальное обязательства имеют одну цель - прогнозируемое наполнение доходной части бюджета. Они одинаковы для всех сигарет. С адвалором ситуация несколько сложнее - как любой налог он имеет “бюджетный вектор“, но при этом позволяет достичь социального эффекта. Потребители дорогих брендов платят больше - адвалорный налог в денежном выражении растет в зависимости от цены.
Несложно заметить, что высокая ставка адвалорного налога крайне невыгодна производителям брендов в сегментах средний+ и премиум. Поэтому, усилия западный компаний в последние годы были направлены на удержание этой ставки на низком уровне – 12% (при среднем европейском показателе 27,7%).
В результате, для сигарет ценой до 32 грн за пачку адвалор не работает вообще – платится только минимальное акцизное обязательство. В цене премиальных брендов, адвалорная составляющая мизерная.
Как следствие - Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина, В.А.Т.-Прилуки и Империал Тобакко Продакшн Украина имеют возможность получения сверхвысокой маржи на большинстве своей продукции.
В конце прошлого года парламент утвердил Закон №2245-VIII, которым предусмотрен восьмилетний план повышения акцизного налога до EUR90 за 1 тыс. шт., как это предусмотрено Директивами ЕС и обязательствами Украины их имплементировать. Но адвалорный налог остался все на том же уровне – 12%.
Но ситуация стремительно меняется. Сейчас ЛТФ уже обслуживается в Офисе крупных налогоплательщиков ГФС (в прошлом году компания была 57-ой в рейтинге), что существенно меняет отношение к ней в органах власти. К рекомендациям Львовской фабрики вынуждены прислушиваться и КМУ, и в Минфине.
А рекомендации очень простые. Помимо размера налога EUR90 за 1 тыс. сигарет, в Директивах ЕС есть и другое требование – удельный вес акциза в цене пачки должен быть не ниже 60%. Собственно, сама формулировка выглядит следующим образом: «не ниже 60% розничной цены, но не менее EUR90 за 1 тыс. шт.».
Достичь этого можно и путем балансирования между размерами специфической и адвалорной ставки. Поэтому «ЛТФ» настойчиво предлагает увеличить адвалорный компонент до 20%, что, понятно, не устраивает транснациональные корпорации.
Это могло бы уже в этом году принести в бюджет дополнительно 7 млрд. грн.
Для сравнения: в бюджете-2018 на модернизацию начальной школы заложен всего 1 млрд. грн, на госзакупки лекарств – 6 млрд. грн., на удешевление кредитов для аграрного сектора – 7,3 млрд. грн, на всю украинскую науку – 8,3 млрд. грн.
Но эти дополнительные 7 млрд. пойдут в “карман“ западных корпораций.
Ставки акцизного налога в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в 2017 г.
| Адвалорная, % к розничной цене | Специфическая, EUR за 1 тыс. шт. | Минимальное налоговое обязательство, EUR за 1 тыс. шт. |
Хорватия | 36 | 36,64 | 89,4 |
Польша | 31,4 | 48,16 | 97,9 |
Эстония | 30 | 63,5 | 104,98 |
Болгария | 27 | 51,64 | 85,9 |
Венгрия | 25 | 52,57 | 90,86 |
Литва | 25 | 50,68 | 85 |
Латвия | 25 | 56,2 | 93,7 |
Словакия | 23 | 59,5 | 91 |
Словения | 21,2 | 68,82 | 106 |
Румыния | 14 | 75,09 | 94,9 |
Украина (2017 г.) | 12 | 14,4* | 19,23* |
Украина (2018 г.) | 12 | 17,4** | 23,28** |
Поданным EUROPEAN COMMISSION. Indirect Taxation and Tax
administration.
* По курсу евро на ноябрь 2017 г.
** По курсу евро на начало февраля 2018 г.
Остановить любой ценой?
А теперь вернемся к тому, с чего начали – информационной атаке на ЛТФ.
Два основных пункта обвинения: контрабанда продукции фабрики и уклонение от налогов. Скорее всего, речь идет о том, что львовские сигареты (как и любые другие)могут попадать в Европу без уплаты пошлинc помощью челноков. Но ведь есть оперативные данные таможенных органов, согласно которым, лидирующие позиции в нелегальном вывозе украинских сигарет занимают такие бренды как Rothmans, LD, Bond, West, PallMall, Marlboro. Но антитабачные активисты упорно делают главным контрабандистом страны именно Львовскую табачную фабрику.
По второму пункту даже трудно что-либо сказать. ЛТФ является национальным производителем, вся прибыль которого остается в Украине. В отличие от представителей западных корпораций, которые в рамках транснациональных групп «экспортируют» прибыль в оффшоры.
Например, есть факт того, что в 2015 г. прибыль Филип Моррис Украина составила 5 млн. гривен, что в 137 раз меньше чем в 2014 г. А сейчас Филип Моррис Украина обвиняется ГФС в уклонении от уплаты налогов в размере более 600 млн. грн (дело находится в суде).Поэтому, вопрос в Украине главный контрабандист и неплательщик налогов оставим открытым.
Что в остатке
В заключение можно сказать лишь то, что появление нового серьезного игрока на табачном рынке Украины – безусловно положительное событие. Усиление конкуренции, появление разных мнений в вопросах налогообложения пойдет на пользу и инвестиционному климату, и бюджету страны.
Впрочем, есть и еще одно обстоятельство, которое нужно учитывать. По данным аналитиков в Украине стремительно растет нелегальный ввоз сигарет. Если в 2017 г. доля контрабанды на рынке была до 1%, то сейчас уже превысила 3%.
Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина, В.А.Т.-Прилуки и Империал Тобакко Продакшн Украина, похоже, “махнули на это рукой“ - ввозятся недорогие табачные изделия в производстве и продвижении которых “четверка“ не заинтересована. Похоже, западные компании спокойно относятся к перспективе получить по итогам года долю контрабанды в 10% внутреннего рынка.
Другое дело – ЛТФ, которая позиционируется как производитель дешевых сигарет и сигарет среднего ценового сегмента. Именно эта продукция может стать барьером для нелегального ввоза табачных изделий и сохранить рынок.
Но, скорее всего, все эти аргументы не интересуют антитабачные гражданские объединения, действующие в интересах западных корпораций. Поэтому, шоу продолжается.