Нефтеперерабатывающие и добывающие компании в последнее время оказывают давление на органы власти в Украине.

С помощью такого давления компании хотят получить большую долю украинского нефтяного рынка. Однако попытки действовать такими нерыночными механизмами являются угрозой энергетической безопасности Украины и приведут к дестабилизации поставок нефти, а потребители окажутся под ударом, считает Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ).

"Инициативы украинских НПЗ по введению 8,5% пошлины на российские поставки дизтоплива и сжиженного газа приведут не только к дополнительному росту закупочных цен, но и разрушат устойчивую систему нефтепродуктообеспечения, приведут к появлению уже новых мега-поставщиков с повышенной долей рынка и всеми вытекающими отсюда рисками", - сказано в пресс-релизе организации.

Читай также: Нефть вновь подорожала

В НАУ уверены, что план НПЗ не приведет к существенному увеличению выпуска продуктов нефтепереработки из-за повышенного выхода бензина и мазута, которые не имеют ликвидного сбыта. Предложенные НПЗ инициативы по ограничению поставок дизельного топлива и сжиженного газа приведут к росту цен на эти позиции, за счет которых будут перекрыты убыточные направления.

"Фактически вопрос стоит следующим образом: кто будет платить за содержание и развитие НПЗ, их владельцы или потребители? НПЗ принадлежат крупнейшим финансово-промышленным группам с государственным и частным капиталом, мы считаем несправедливым полностью перекладывать эту нагрузку на население и промышленность", - отметила президент НАУ Неля Привалова.

Читай также: Куюн: Ввод пошлин на ввоз топлива в Украину – не европейский путь

Инициативы НПЗ обойдутся потребителям в 11 млрд гривен в год. При этом в НАУ говорят, что украинские нефтепереработчики, требуя от государства помощи, никаких обязательств на себя не берут.

"Наше объединение крупнейших сетей автозаправочных станций и оптовых поставщиков нефтепродуктов протестует против информационных манипуляций, которые вводят в заблуждение чиновников и общественность", - отмечается в пресс-релизе ассоциации.

В НАУ отмечают ключевую проблему украинской нефтеперерабатывающей отрасли - отсутствие инвестиций, причем это верно как для государственных, так и частных НПЗ. Мизерное инвестирование привело к неприятным последствиям - закрытию заводов, уменьшению объемов нефтепереработки, устаревшей конфигурации выпуска моторных топлив, увеличению импортозависимости Украины, а также к падению добычи углеводородов.

Читай также: Бензин и дизтопливо подешевели на 60 коп за неделю

"Из-за этого Украина вынуждена платить максимальные в Европе цены при закупке нефтепродуктов. Продукция украинских заводов реализуется по принципу импортного паритета, создавая дополнительный заработок заводов на уровне $50–60/т", - говорят в ассоциации.

При этом, благодаря диверсификации рынка, страна с 2005 года не испытывает проблем с поставками топлива, и не имеет безальтернативных поставщиков. Так, в этом году показатели крупнейших из них, учитывая конъюктуру рынка, не превысят 30%.

В НАУ поддерживают украинские НПЗ в плане понимания проблемы чрезмерной доли сжиженного газа в топливном балансе страны и в плане поэтапной коррекции ставок акцизного сбора на бензин и автогаз. Но подчеркивают, что это должно быть частью стратегии развития топливного рынка, а не итогом продавливания через правительство определенных инициатив.