В Украине из 3 млн человек с инвалидностью, по, данным Пенсионного фонда, на июль 2023 года было трудоустроено 428 тыс. человек или 14%. А в первом квартале этого года из 18 тыс. человек с инвалидностью, которые имели статус безработного и обратились в Государственную службу занятости, трудоустроились только 4,1 тыс. человек. Устаревшее законодательство и бюрократия медико-социальной экспертизы (МСЭК) стают на пути работодателей в обеспечении лиц с инвалидностью рабочими местами.

Об этом пишет «Экономическая правда», пообщавшись с представителями крупного государственного и частного бизнеса и экспертами.

Издание отмечает, что согласно законодательству обязательная квота людей с инвалидностью на предприятии не менее 4% от штата. На коллективы до восьми человек эта норма не распространяется, а в коллективах до 25 работников должен быть хотя бы один человек с инвалидностью. При этом такая норма касается и бизнеса, где есть рабочие места с вредными либо тяжелыми условиями труда.

Читай также: В Украине упростили получение статуса лица с инвалидностью в результате войны: что изменилось

Сообщается, что если квоту не выполнить, то работодателя штрафуют. За каждого нетрудоустроенного работника придется заплатить среднегодовую зарплату на предприятии или половину этой суммы, если в компании работают до 15 человек. Так, в 2023 украинские предприятия были оштрафованы на 3,5 млрд грн, с которых удалось взыскать 417 млн ​​грн. Поэтому некоторые работодатели нашли способ фиктивно трудоустраивать людей с инвалидностью, оформляя их на «минималку» в 8 тыс. грн с необязательным посещением работы.

Издание отмечает, что опрошенные работодатели указывают на ряд проблем, не позволяющих им предоставить работу, а желающим людям с инвалидностью ее получить, а именно:

Бюрократия МСЭК. В Украине нет единых формулировок, как в МСЭК прописывается диагноз об ограничении трудоустройства. Так, с целью облегчить жизнь людям с инвалидностью, указывается  "доступны легкие условия труда из дома". Что с одной стороны для работодателей часто неприемлемо, а с другой – ограничивает реальные возможности человека, желающего получить работу.

Также проблемой, является присвоение группа инвалидности для ветеранов. Если военнослужащий получает инвалидность по причине войны, ему устанавливают группу, на степень высшую (например, вместо третьей пишут вторую), что сокращает таким людям количество доступных вакансий.

Устаревшее трудовое законодательство, которое разрабатывалось более 30 лет назад, не учитывает условия реабилитации и лечения, а также рост технологического уровня производства. Например, человек с ампутацией нижней конечности, ниже колена, которому сделали протезирование, сейчас полностью работоспособен для большого количества должностей, но из-за законодательных ограничений получить работу не может.

Издание сообщает, что, по мнению бизнеса, выходом из данной ситуации может стать:

  • Изменение подходов МСЭК относительно формирования выводов и пересмотр перечня медицинских противопоказаний по работе с вредными и опасными условиями труда с учетом современных методов протезирования и реабилитации.
  • Изменение трудового законодательства, в том числе, с возможностью лицу с инвалидностью повторно пройти МСЭК, чтобы заключение предоставили именно исходя из заданных работодателем параметров.

Ранее мы писали о том, что работодатели могут получить компенсацию за обустройство мест для людей с инвалидностью первой и второй группы от 71 до 106,5 тысяч гривен.