Национальный банк совместно с общественной организацией Junior Achievement Ukraine впервые провёл исследование, направленное на оценку уровня сформированности компетентности "Предприимчивость и финансовая грамотность" у учеников школ. По итогам тестирования средний уровень правильных ответов составил 46,6%, что эквивалентно 3 баллам по 12-балльной системе, что указывает на начальный уровень знаний в сфере финансов у школьников.

Об этом сообщает пресс-служба Нацбанка.

Читай также: В 2025 году НМТ будет проходить в 28 странах: как школьникам пройти тест

Отмечается, что в исследовании приняли участие 3139 учащихся в возрасте от 14 до 17 лет из 97 школ, расположенных в 19 областях страны и Киеве. При этом цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, насколько хорошо школьники владеют основами финансовой грамотности и предпринимательства до официального введения одноименного учебного предмета. С 2025/2026 учебного года курс "Предпринимательство и финансовая грамотность" станет обязательным для восьмиклассников и будет частично преподаваться в девятом классе.

Сообщается, что в рамках исследования школьникам предлагалось решить 21 кейсовую задачу, аналогичную заданиям международной программы PISA по финансовой грамотности. Также подростки заполнили анкету из 20 вопросов, которая позволила глубже понять влияние различных факторов на их учебные успехи.

Так, лучшие результаты зафиксированы среди учащихся из Днепропетровской области (57,4%), Ивано-Франковской области (53,7%) и Киева (50,4%). Наименее успешными оказались ученики из Кировоградской (37,4%), Николаевской (39,7%) и Черновицкой (41,4%) областей.

При этом девушки показали немного лучшие результаты, чем юноши: 47,4% против 45,6%. Также наблюдается различие между учащимися из города и сельской местности — 48% и 40% соответственно. Особо низкие показатели зафиксированы у подростков из семей с ограниченными материальными возможностями. Никто из респондентов не дал 100% правильных ответов на все кейсы.

Анализ показал, что уровень финансовой грамотности повышается при наличии:

  • опыта использования финансовых продуктов, в частности, планирования расходов, ведения бюджета, сбережения, достижения финансовых целей;
  • общению с родителями по теме денег;
  • самостоятельному изучению финансовой грамотности через книги и Интернет.

Также отмечается, что 77,6% школьников считают необходимым введение предмета по финансовой грамотности в школьную программу. Этот шаг рассматривается как важный элемент в обеспечении равного доступа к базовым финансовым знаниям и развитии ключевых компетенций у детей вне зависимости от их места жительства или социально-экономического положения.

Ранее мы писали о том, что Национальный банк создал уникальный учебник "Предпринимательство и финансовая грамотность" для школьников 8 класса общеобразовательных учреждений.