Украинцам обещают простую и дешевую регистрацию бизнеса и недвижимости. С 1 мая оформить бумаги можно будет не только через госрегистраторов и частных нотариусов, но и в сельсоветах, и даже в отделениях Укрпочты, пишет UBR.ua.

Читай также: Чем хороши новые правила прописки - мнение эксперта

На самом деле перечень субъектов, которые теперь смогут вносить изменения в госреестры, гораздо шире. К примеру, предприниматели могут зарегистрироваться как физ- или юрлицо на портале госуслуг iGov.

Сейчас в рамках децентрализации прежнюю “вотчину“ органов регистрации Минюста открыли исполкомам сельских, поселковых и горсоветов, рай- и госадминистрациям. Теми же правами обладают аккредитованные субъекты (центры предоставления админуслуг, коммунальные и госпредприятия, в том числе Укрпочта). 

Читай также: Портал iGov запустил две самые востребованные государственные услуги

Укрпочта включилась в “регистрационный“ процесс в конце марта, подписав с Минюстом меморандум о сотрудничестве. Согласно документу, на базе почтовой сети будет создан сервис Службы государственной регистрации. Уже обустраиваются новые рабочие места: нанимают персонал с высшим юридическим образованием, который будет осуществлять госрегистрацию юрлиц, физлиц-предпринимателей и регистрацию вещных прав на недвижимое имущество. 

Сеть начнут разворачивать с Киевских городской и областной, Житомирской и Винницкой дирекций Укрпочты. До конца года обещают внедрить этот сервис еще в трех областях: Днепропетровской, Львовской и Ровенской, сообщили в пресс-службе Укрпочты. 

Читай также: Налог на недвижимость: кто и сколько заплатит за жилье в Украине

Правда, уточнить сколько же будет стоить услуга “почтового регистратора“ на предприятии так и не смогли. Зато сообщили, что уже предоставляет ряд админуслуг, которыми население пользуется весьма активно. “За три месяца выдано 83 770 документов. Самые популярные - оформление субсидий, выдача справок о доходах и выписок из реестра вещных прав“, - сообщили в пресс-службе Укрпочты. 

Главный вопрос - успеет ли Минюст до 1 мая передать все полномочия на места. 

“Объем проделанной работы внушительный - подготовка сотрудников, обеспечение необходимой техникой и устойчивым подключением к сети. Причем к регистраторам выдвигались достаточно жесткие требования, в частности, стаж не менее трех лет“, - рассказала старший юрист Dentons Анжелика Ливицкая. 

Читай также: Кабмин передал часть своих полномочий местным властям

Чиновники обещают: в большинстве регионов в сроки уложатся, ведь передача прав началась с начала года. Согласно данным портала Министерства юстиции, в 15 областях и Киеве эта работа уже завершена более чем на 90%. В Киевской, Винницкой, Полтавской и Херсонской областях уровень готовности варьируется от 50 до 70%. Самые отстающие - Одесская и Луганская области (30-50%). 

Эксперты в целом позитивно оценивают нововведение. “В Украине 6,6 тыс нотариусов, из государственных лишь 7%. И если стоимость услуг государственного нотариуса регулируется законом, то частных – исключительно рынком.

Читай также: Рада разрешила приватизировать комнаты в общежитиях

Укрпочта - госпредприятие, значит, следует ожидать, что ее услуги будут, как минимум, не выше, чем у государственных нотариусов. Это позволит снизить цены по рынку. То есть, если не в своем сельсовете, то в ближайшем почтовом отделении за символическую плату можно будет оформить наследство, дарение и продажу жилья“, - рассказал вице-президент Лиги экспертов Украины Андрей Гусельников. 

Сейчас же только за внесение записи в Реестр вещных прав о квартире, купленной до 2013 г, один из столичных нотариусов запросил 3 тыс грн, привела пример Анжелика Ливицкая.

Читай также: В Украине изменили правила прописки

“Это даже не переход права собственности, где надо перепроверять документы, а просто внесение данных. Откуда такие цены“, - недоумевает она.

Законом установлен единый размер административного сбора за госрегистрацию права собственности и вещных прав на недвижимое имущество. Если вы получаете услугу в срок, то есть в течение пяти рабочих дней, то платите всего 0,1 минимальной зарплаты (сейчас 13,78 грн, с 1 мая - 14,50 грн). 

Читай также: Как изменится список предприятий, не подлежащих приватизации

При регистрации предприятия как единого имущественного комплекса срок составляет до 14 рабочих дней, а админсбор - не более одной минимальной зарплаты (с 1 мая - 1450 грн). Статьей 34 Закона предусмотрена возможность сократить срок оформления - за повышенную плату, вот на этом, предполагают эксперты, и будут зарабатывать и почтовики, и центры админуслуг. 

“Чисто юридически проблем в работе новых служб не возникнет. Но могут быть технические. Реестр может “лихорадить“, как в начале нынешнего года, когда к нему одновременно подключились тысячи нотариусов. В феврале, было дело, он два дня не работал“, - напомнила Ливицкая. 

Читай также: Кабмин намерен отменить налогообложение пенсий с 1 мая

Впрочем, эксперт надеется, что трудности будут временными. Тем более, в Минюсте постоянно анонсируют усовершенствование госреестров. К примеру, министр юстиции Павел Петренко недавно пообещал запустить сервис, который позволит собственнику получать информацию о том, кто интересовался его имуществом.

Ранее сообщалось, что в Минэкономразвития доказали неэффективность государственных целевых программ.

Смотри также - Как пройти процедуру регистрации места проживания в Украине: