Украина ждет транша от Международного Валютного Фонда почти год. В июле Совет директоров фонда мог принять решение о дальнейшем сотрудничестве с украинским правительством. Заседание не состоялось. Украина не выполнила "некоторые технические детали". О каких "технических" обязательствах идет речь - не объясняют ни в правительстве, ни в Нацбанке, ни в самом МВФ. Еще в мае представитель МВФ Жерома Ваше отмечал, что Украина для возобновления сотрудничества, должна провести реформы в энергетической сфере, в пенсионной системе, в финансовом секторе и на госпредприятиях. От Верховной Рады фонд ожидал принятия так называемого пакета МВФ.
Украина уверена, что с домашним заданием справилась. "Правительство фактически выполнило все необходимые меры относительно продолжения сотрудничества с МВФ", - заявил премьер-министр Владимир Гройсман спустя почти неделю известия об очередной отсрочке транша. - Что касается правительства, то все сделано, все, что касается парламента, на сегодняшний день, тоже все необходимые законодательные акты сделаны".
Читайте также: Незаслуженный отдых. Рада не успевает принять пакет МВФ
Все экономический прогнозы правительства о росте ВВП, курсе гривни, выполнению бюджета, поступлениям международной помощи - базируются на том, что до конца года Украина таки получит кредит МВФ. Если в Кабмине и существует план "Б", публично о нем не говорят. Самый плохой вариант, который рассматривает Украина - два транша на сумму $2,7 млрд. до конца года, вместо трех, заявила в четверг глава НБУ Валерия Гонтарева.
Лига.net узнала у финансистов, чем чревата очередная отсрочка транша? если Украина не получит деньги до конца года. Какими могут быть последствия для экономики, как это повлияет на курс и объемы резервов, и есть ли у правительства альтернативы кредитам МВФ?
Обменный курс национальной валюты к доллару США зависит от многих факторов. Поэтому отдельное влияние одного из них может иметь особый вес только в коротких промежутках времени и при стечении очень неординарных обстоятельств. По нашим оценкам, в Украине стечение таких обстоятельств маловероятно в ближайшем будущем. Поэтому рынок скорее никак не отреагирует на промедление с выделением транша МВФ.
Если изменения курса и будут происходить, то их будут определять другие факторы. В частности, правительство Украины по факту отказалось от сотрудничества с МВФ в апреле 2013 года, но при этом обменный курс гривны, по большому счету, остался тогда неизмененным.
При этом вследствие отсрочки траншей МВФ, темп прироста международных резервов НБУ может снизиться. На вопрос, как повлияет отсрочка траншей на выполнение годового плана НБУ по приросту международных резервов, однозначного ответа нет. Решение этого вопроса и стабильность обменного курса в осенний период во многом будут зависеть от действий властей (КМУ, НБУ).
Будет транш или нет, зависит от ситуации на сырьевых рынках, и от того насколько быстро Украина будет реформироваться и становиться привлекательной для иностранных инвесторов. Если ситуация на сырьевых рынках останется приблизительно такой как сейчас, я уверен, что Украине средства МВФ не нужны. Для поддержания стабильности вполне достаточно диалога с Фондом.
Резервы пока растут, и в последние месяцы НБУ демонстрирует значительный прогресс в области увеличения ЗВР. Думаю, что для наполнения ЗВР ресурсами, которые мы не можем тратить, Украина еще не созрела. Сможет ли Украина нарастить резервы с учетом продолжительной задержки третьего транша? Это зависит исключительно от эффективности реформ. На курс ЗВР прямого влияния не оказывают. При ЗВР в 10-12 млрд гривна показывала тренды к укреплению и наоборот при 30-35 млрд - были тренды к ослаблению.
Я бы предпочел, чтобы следующий транш МВФ был формально небольшим, но он позволил бы разблокировать ресурсы других доноров.
Очередной транш МВФ должен уйти в резервы Национального банка. На сегодняшний день золотовалютные резервы находятся на уровне 2004-2005 года и являются недостаточными для существенного влияния на рынок со стороны НБУ.
Основной риск в том, что в случае ухудшения платежного баланса осенью (а это вполне вероятно из-за сезонных закупок энергоносителей и мировой конъюнктуры на сырьевых рынках) возможна девальвация.
Непоступление транша МВФ также является проблемой для исполнения бюджета, так как к нему привязаны макрофинансовая помощь США, ЕС, других международных организаций.
Рейтинги Украины находятся на преддефолтном уровне. Другие внешние кредиторы без кредита МВФ не будут покупать украинские долговые обязательства.
Краткосрочных альтернатив траншу МВФ нет. Долгосрочная альтернатива - нестандартные способы привлечения валютных сбережений населения, например, под залог государственных активов, земли, другие гарантии, так как в стандартном режиме этот ресурс привлечь не удастся.
Юрий Крохмаль, ведущий эксперт сектора продажи казначейских продуктов ОТП Банка
Отсрочка по очередному траншу, вероятнее всего, повлияет на ситуацию на валютном рынке, но только лишь как дополнительный отрицательный информационный фактор, который будет формировать настроения участников рынка и населения. Ощутимо это может сказаться на рынке только ближе к концу года, в комбинации с другими факторами.
Как правило, сотрудничество с МВФ имеет непрямое влияние на валютный рынок. Непосредственно негативные или позитивные комментарии представителей Фонда в краткосрочной перспективе на рынке существенно не сказываются, но информация о выполнении ключевых пунктов программы сотрудничества с Фондом однозначно влияет на процесс принятия стратегических решений зарубежными инвесторами, донорами и экспортно-импортными компаниями.
В то же время, сейчас от финансирования МВФ напрямую зависит успешность реализации намерений НБУ по пополнению золотовалютных резервов. Но нельзя сказать, что это однозначно ухудшит ситуацию на валютном рынке или в экономике - большую роль сыграют дальнейшие шаги парламента и правительства, направленные на возобновление программы сотрудничества с Фондом.