Финансисты обзванивают тех, кто перечисляет на карточки небольшие суммы, и интересуются - за что платеж. В основную группу рисков попали клиенты, совершающие покупки в Сети интернет. Эксперты советуют не давать информацию по телефону, а также хранить все чеки и квитанции. Об этом сообщают Вести.

Читай также: Банкиры будут “сортировать“ украинцев по-новому

А вы платите налоги?

Владельцы платежных карточек рассказывают, что в последнее время им звонят сотрудники банков.

“Моя подруга давно открыла в Сети интернет-магазин, в котором продает вещи из секонд-хенда. Часто ей перечисляют на карточки известного банка суммы за товар: в день может быть по десять платежей, но суммы мелкие - от 10 до 1000 гривен. И вдруг покупатели стали перезванивать и спрашивать: а уплатила ли она налоги за проданные сапоги или блузку. Выяснилось, что им звонят из банка и задают вопрос: за что вы перечислили деньги, не в курсе ли вы, платит ли продавец налоги?“ - рассказала киевлянка Мария Ковальчук.

Аналогичная история произошла и с Сергеем Вороненко из Днепра: “Я через интернет продаю шины. И вдруг звонит покупатель и говорит, что мной интересуются из банка: плачу ли я налоги. Набираю банк, а там объясняют: мол, финмониторинг. Я действительно раньше был официальным предпринимателем, но дела шли плохо, и в начале года закрыл предприятие. Потихоньку веду дела, чтобы как-то выжить“.

Как объясняют мониторинг в банках?

Читай также: Стоит ли откровенничать по требованию банка

Сами банкиры по-разному комментируют подобные ситуации. Например, в ПриватБанке уверяют, что никогда не переспрашивают у своих клиентов, за что они перечислили деньги.

“Мы не проверяем назначение платежа при переводах между физлицами. Назначением платежа могут поинтересоваться только если наша система будет подозревать мошенничество, если вдруг с вашей карты захотят списать огромную сумму. У вас автоматически спросят, действительно ли вы хотите этого. Но никто не спрашивает, кому и зачем? Мы научились отслеживать ситуации, когда взламывают аккаунты соцсетей и просят друзей перечислить деньги. Финмониторинг может это сделать, но, по закону, сумма, которая их может заинтересовать - от 150 тысяч гривен, да и то при переводе со счета юрлица на карточку физлица“, - говорит пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга.

Читай также: Как Нацбанк контролирует денежные потоки украинцев

Правда, управляющий директор Кредит Оптима Банка Игорь Львов подтверждает: поинтересоваться могут любым платежом: “Если вам на карту часто приходят мелкие суммы, то финмониторинг также интересуется этими платежами. Вполне возможно, что таким образом проверяют и ФЛП (физлицо-предприниматель), которые закрылись, но продолжают свою деятельность. Могут проверять, не отмывают ли таким образом деньги“.

Юристы: вы не видите, кто вам звонит

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что с 1 января этого года банки обязаны проверять все подобные счета.

“Люди открывают карточку для личных целей и принимают платежи, но тогда это предпринимательская или хозяйственная деятельность, предполагающая уплату налогов“, - отметил Охрименко. По его словам, это не вольности банков, а требования НБУ. “Иначе финучреждение просто потеряет лицензию“, - подчеркнул Охрименко. Также он советует хранить все чеки и квитанции на покупки или услуги. “Если у банка возникнет вопрос, клиент должен прийти с документами и доказать, что это был за платеж“.

Читай также: Эпоха прозрачности: Как интернет вещей изменит финансовый мир

Правда, юрист Иван Либерман предупреждает: “Вы не видите, кто вам звонит: сотрудник банка или мошенник. Вы не знаете, откуда этот человек взял ваши данные, а потому имеете право не отвечать на вопросы“.

Ранее сообщалось о том, что украинцев начнут проверять на законность субсидий и льгот. Теперь получателей субсидий и льгот будет проверять новая социальная служба.

Смотри также - Как банки обманывают своих клиентов: