Украинцы все чаще страдают от интернет-мошенников. Те, пытаясь заполучить деньги со счетов, нацеливаются уже не столько против банков, сколько против рядовых граждан. Это ключевая тенденция последних лет не только в Украине, но и во всем мире. Об этом сообщает UBR.

Читай также: Мошенники начали активно воровать личные данные банковских карт

Более 60% всех случаев краж со счетов украинцев за прошлый год связаны с интернет-мошенничеством и со звонками владельцам карт с целью выманить у них конфиденциальные платежные данные.

Звонят из НБУ

Два года назад жертвой мошенничества становился, по подсчетам межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве Exchange-Online, каждый двести двадцатый украинец.

Сейчас этот показатель заметно ухудшился - сумма ущерба от мошенничества выросла в четыре раза (до 340 млн грн), а жертвой преступников стал каждый восьмидесятый украинец. Если тенденция сохранится, то в конце текущего года каждый тридцатый гражданин нашей страны уже может в той или иной мере пострадать от мошенничества с платежными инструментами.

“Смещение мошеннических атак на граждан актуализирует вопрос безопасности безналичных расчетов“, - считает директор ЕМА Александр Карпов.

Читай также: В Украине появился новый вид мошенничества с банкнотами

По словам главы департамента киберполиции Сергея Демедюка, наиболее распространенным в Украине на сегодняшний день является как раз мошенничество с банковскими картами, когда злоумышленники звонят жертве и представляются сотрудниками украинских финучреждений.

Но нередко аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов, либо Пенсионного Фонда, крупного банка или даже НБУ. Даже сам регулятор заявил, что обеспокоен волной афер в Украине. Если ранее подобных жалоб поступало не более десяти за день, то сейчас - до 15. Таким образом, в месяц жертвами мошенников становятся примерно 400 человек, а ущерб оценивается в сотни тысяч гривен.

Как обманывают по телефону

Цель мошенников, которые названивают украинцам, проста - выманить конфиденциальные данные карты. Нередко пишут смс-ки, на которые граждане откликаются сами (например, сообщают о блокировке банковской карты или о надбавке к пенсии).

Читай также: Воры придумали, как за 22 доллара угнать любое авто

В личном телефонном разговоре мошенник старается убедить человека сообщить данные карты (номер, срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2/CVC2, а также пароль из смс от банка). Аферист говорить, что данные, якобы, нужны для разблокировки карты, зачисления платежа/надбавки на карту.

Как вариант, злоумышленники могут прислать человеку смс о выигрыше в несуществующей акции (автомобиля, квартиры, денег). Специально “под акцию“ мошенники могут даже создать сайт. Указанные на нем номера телефонов call-центра - на самом деле, понятное дело, ведут к аферистам.

Главная цель мошенников - убедить человека перевести им деньги (говорят, что для получения выигрыша нужно заплатить государственный налог, за полис каско, либо за доставку выигранного автомобиля).

Мошенник убеждает человека отправиться к банкомату, якобы, чтобы “получить деньги“ на карту. Далее руководит действиями доверчивого гражданина, убеждая, что он переводит деньги с чужой карты на свою. Тогда как на самом деле средства двигаются в обратном порядке - на чужую карту.

Читай также: Осторожно, фишинг: как обманывают украинцев на вредоносных ресурсах

Как выяснили правоохранители, большая часть мошеннических звонков поступает с мест лишения свободы (в том числе, колоний на временно оккупированных территориях). По закону, заключенные имеют право совершать звонки с мобильных телефонов. Кроме того, у них могут быть сообщники.

Главный совет, который дают банкиры и киберполиция - это никому не сообщать по телефону пин-коды, CVV-коды и прочие данные своих карт. Единственное, что можно назвать - это номер банковской карты.

На рекламу не скупятся

Еще одним трендом этого года является рост количества фишинговых сервисов денежных переводов, которые позволяют преступникам в режиме реального времени подменять суммы переводов и номера карты получателей денежных средств.

А с приближением лета и сезона отпусков особенно осторожным нужно быть при заказе авиабилетов в интернете - буквально на днях был обнаружен сайт-клон одного из таких сервисов. Внешне отличить его от оригинала практически невозможно. Заманивают на такие сайты украинцев зачастую “невиданными“ скидками, низкими ценами и комиссиями.

Читай также: Что нужно знать о пластиковых картах и безналичном расчете

Также преступники создают фишинговые сайты, которые маскируются под онлайн-сервисы для пополнения мобильного телефона и/или денежных переводов. Жертва вводит в платежной форме такого сайта конфиденциальные данные своей карты, которые оказываются у преступников. Злоумышленники пытаются снять деньги с карты, совершая денежные переводы с нее.

В других случаях мошенническая программа подменяет данные карты получателя денег (в некоторых случаях программа может подменить и сумму перевода). Деньги будут моментально списаны с карты отправителя и уйдут на карту мошенника, чей номер программа подставит.

Злоумышленники используют платную рекламу, чтобы повысить рейтинг своих сайтов (и те оказались первыми в поисковой выдаче Google и Yandex после введения запроса “пополнить мобильный“ или “перевести на карту“).

Читай также: Осторожно, схема: как украинцев обманывают с биометрическими паспортами

“Мошенники играют на интересе граждан к низким ценам“, - отмечает Александр Карпов.

Нередки случаи мошенничества и при осуществлении сделок через онлайн-площадки. В таком случае, чтобы уменьшить риск мошенничества, директор OLX в Украине и Центральной Азии Сергей Гапоченко рекомендует пользователям, по возможности, осуществлять сделки при личной встрече.

Ранее сообщалось о том, как защититься от вируса-вымогателя и сэкономить 300 долларов. Простые правила помогут избежать атаки программы-шифровальщика WannaCrypt.

Смотри также - Как воруют деньги с банковских карт: