Национальный банк Украины фиксирует случаи, когда финансовые компании в своих договорах прописывают условия, которые прямо или косвенно нарушают права клиента. Клиентам рекомендуется более внимательно ознакомиться с договорами, которые они подписывают.

Об этом сообщается на сайте НБУ.

"Один из самых важных советов Национального банка Украины для потребителей финансовых услуг - всегда внимательно читать договор с финансовым учреждением перед его подписанием. Именно договор является "последней инстанцией": там подробно указаны условия кредита или иной услуги, размер процентов, комиссии, дата возврата займа, санкции и последствия в случае просрочки", - отмечает Нацбанк.

Читай также: В НБУ рассказали, что стоит знать о микрокредитах

Какие нарушения в договорах выявлялись НБУ:

  • продление срока действия договора кредитором в одностороннем порядке при неполном погашении заемщиков обязательств кредитного договора. Это делается якобы для полного погашения. В то же время продолжается действие всех платежей по кредиту с одновременным увеличением процентной ставки;
  • кредитор описывает условия договора в вымышленных терминах, которые пересекаются или совпадают по их сути с другими терминами. Такие понятия могут ввести потребителя в заблуждение, внушив неправильное понимание условий договора;
  • кредитор начисляет проценты по кредитному договору как ответственность за просрочку в течение действия карантина, вопреки установленному Законом Украины «О потребительском кредитовании» запрету на такие начисления;
  • единственной общей подписью под договором потребитель дает согласие на обработку своих персональных данных (не понимает, каких именно) и данных третьих лиц, доступ к которым получает кредитодатель из телефонной книги потребителя и открытых данных.

Читай также: Микрокредиты в 2021 году: Появились новые правила микрокредитования

Как рекомендуется действовать потребителю:

  • в случае заключения договора, который нарушает права клиента и законодательство - направить письменную жалобу руководству финучреждения;
  • в случае игнорирования жалобы руководством МФО нужно обращаться Национальный банк Украины. В случае нарушений прав потребителей НБУ имеет полномочия применить к МФО меры воздействия или наложить штрафные санкции.
  • Через суд признать договор неправомерным или несправедливым и аннулировать его, так как НБУ таких полномочий не имеет.

Читай также: Украинцы задолжали микрозаймам огромную сумму: Цифры

В НБУ планируют с целью предотвращения подобных нарушений принять дополнительные требования к договорам небанковских финансовых учреждений с клиентами - в первую очередь запретить включать в договоры недобросовестные условия предоставления услуг, такое же требование уже действует в отношении банков.

Напомним, каждый клиент МФО в Украине в среднем имеет по три кредита.