С начала 2021 года украинские правоохранители пытаются сорвать уже третью сделку по продаже титаносодержащего сырья в страны Азии. В январе и марте отправители имели проблемы с отгрузкой рутила для японской «Advanced Material Japan Corporation», а в апреле была заблокирована поставка ильменита для китайской «Cosco» – пишет Delo.ua.  

По итогам последней сделки Украина должна была получить 3,7 млн дол., но вместо этого вынуждена будет потратить свыше 70% стоимости контракта на выплату штрафов и неустоек, возникших из-за необоснованных претензий со стороны следователей ГБР и должностных лиц Одесской таможни.

Официальной причиной скандала стало начатое следователями ГБР производство № 6202000000000183 от 02.03.2021 г. в отношении ГНС и ГФС Украины, которыми, якобы, не были выполнены проверочные мероприятия, в результате чего, опять-таки якобы, была занижена база налоообложения во время заключения контракта между украинской АО «ОГХК» и китайской IMMCO TRADE PTE LTD. В качестве альтернативной причины, журналистами называются попытки правоохранителей установить неофициальный контроль над морскими поставками титановой руды в Азию. Не секрет, что таможенное оформление сырьевого экспорта и портовые отгрузки до сих пор являются одними из самых доходных разновидностей коррупционного бизнеса, о чем свидетельствуют недавние санкционные списки СНБО.

Журналисты отмечают, что для срыва экспортной операции украинскими правоохранителями был задействован целый арсенал злоупотреблений: Обыска в зоне таможенного контроля были проведены без санкции суда и без представителей таможни; Разрешение суда на обыск было получено только спустя два дня после начала следственных мероприятий и после истечения процессуального срока обращения в суд; Экспертизы на месте обыска не проводились; Концентрат не был арестован, но при этом, судно китайской государственной компании целых две недели не могло перешвартоваться, и выйти из порта; Постановление следователя о признании вещественным доказательством и передаче ильменита на ответственное хранение – не было предоставлено. И т.д.  Также стоит отметить, что ГБР как правоохранительный орган не имеет полномочий на расследование экономических преступлений, а ильменитовый концентрат не может считаться объектом преступления и поэтому не может быть доказательством и имуществом, которое изымается для расследования дела и доказательства вины неустановленных лиц налоговых органов.

По мнению журналистов, подобный правовой произвол и чиновничий беспредел не могли быть «местной самодеятельностью» и инспирированы на уровне центрального руководства правоохранительной системы. В качестве возможной причины называется тот факт, что потребители азиатских стран являются мощными конкурентами для крымских и российских предприятий, а морские поставки в Азию «ломают» уже существующие теневые схемы поставок через ближневосточные прокси-компании.