На различных форумах и в соцсетях можно найти немало историй о том, как военные жалуются, что не смогли взять потребительский кредит и купить товар через  услугу "Оплата частями", потому что банки блокируют для них ее предоставление. При этом в самих банках утверждают, что не выделяют военнослужащих в отдельную категорию.

Об этом пишет LIGA.net.

Читай также: Популярный украинский банк ввел важную функцию для владельцев iPhone: что нового

Опрошенные изданием юристы считают, что, очевидно, причина невыдачи новых кредитов военнослужащим (разновидностью которых является продукт "Оплата частями") кроется в "кредитных каникулах", введенных частью 15 статьи 14 Закона "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".

Сообщается, что данной нормой законодатель гарантировал, что штрафные санкции, пеня за невыполнение обязательств перед предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, в том числе банками и физическими лицами, а также проценты за пользование кредитом не начисляются. Это не освобождает военнослужащих и членов семей от возврата суммы тела кредита. Но значительно улучшает условия использования кредитного лимита.

«Эта норма была направлена на то, чтобы люди, которые пошли защищать страну, не должны были беспокоиться из-за необходимости продолжать гасить кредиты. Или беспокоиться о том, не придет ли коллектор к ним домой, пока они выполняют свой долг на фронте. Это привело и к противоположному следствию. У банков нет никакого желания выдавать новые кредитные средства военным. Как только военнослужащий получает кредитные средства, он получает и право не гасить проценты по кредиту. То есть фактически банк вынужден выдавать средства в бесплатное пользование», - считает юрист Максим Полишкевич.

Кроме того, по мнению юриста, хоть у банков и отсутствуют какие-либо юридические основания для невыдачи новых кредитов военным, однако делать это просто убыточно. Вероятно, банкам дешевле принять риск потенциальных споров (возникновение которых маловероятно) чем выдавать кредиты себе в убыток. Такая политика банков, очевидно, является дискриминационной, поскольку фактически отказ основывается на статусе лица – военнослужащего.

В свою очередь, как пишет издание, адвокат Елена Воронкова также говорит, что законных оснований отделять военнослужащих от других граждан с точки зрения предоставления банковских услуг у банков нет. Тем более на сайте ПриватБанка есть информация о льготных условиях кредитования и обслуживания для военнослужащих.

В то же время, партнер практики договорного и корпоративного права Людмила Усатюк рассказала, что клиент банка может подать жалобу либо руководству финансового учреждения и/или в Национальный банк. Они, выявив нарушения, обязаны его устранить. Также существует судебный способ защиты нарушенного права. Однако в вопросах обязательства финансового учреждения предоставить потребительский кредит этот способ не оправдан ни по затратам времени, ни по расходам средств.

Ранее мы писали о том, что Monobank предупреждает клиентов о прекращении начисления кэшбека по картам Mastercard с 25 ноября в связи с их заменой на Visa до конца года.