Крупнейшие европейские государства поддерживают инициативу по использованию замороженных российских активов, оцениваемых более чем в 200 миллиардов евро, одновременно разрабатывая планы по заключению соглашения о прекращении огня на Украине.

Об этом сообщает Financial Times.

Читай также: Британия дает Украине кредит на $3 млрд: на что пойдут деньги

Отмечается, что Франция и Германия, ранее выступавшие против полной конфискации этих активов в пределах Евросоюза, ведут переговоры с Великобританией и другими странами о возможных способах их задействования.

Также французские власти рассмотрели предложение, согласно которому европейские столицы могли бы конфисковать активы России в случае нарушения Москвой будущего соглашения о прекращении огня на Украине. Об этом сообщили три источника, знакомые с ходом переговоров. Данный шаг рассматривается как способ укрепления гарантий безопасности Киева после завершения конфликта.

Сообщается, что сторонники перемирия считают, что такой механизм будет способствовать соблюдению условий соглашения со стороны России и обеспечит дополнительные гарантии Украине.

При этом переговоры проходят на фоне активной дипломатической деятельности, возглавляемой Францией и Великобританией, по разработке мирного плана для Украины. Эти усилия усилились после решения бывшего президента США Дональда Трампа начать двусторонние переговоры с Москвой, направленные на урегулирование конфликта.

Издание напоминает, что после полномасштабного вторжения России в 2022 году страны G7 заморозили активы Центрального банка РФ на сумму около 300 миллиардов евро. Основная их часть – около 190 миллиардов евро – хранится в бельгийском центральном депозитарии Euroclear, а оставшиеся средства размещены во Франции, Великобритании, Японии, Швейцарии и США.

В настоящее время доходы, полученные от этих активов (включая денежные средства и государственные облигации), используются для погашения кредитов, предоставленных Украине странами G7 на сумму 50 миллиардов долларов. Однако сами активы остаются нетронутыми.

Украина, Польша и страны Балтии давно выступают за полную конфискацию этих средств, но ключевые столицы, такие как Берлин, Париж и Брюссель, ранее возражали из-за опасений, что такой шаг создаст нежелательный прецедент в международном праве. Европейский центральный банк также выражал обеспокоенность тем, что это может подорвать статус евро как надежного резерва для иностранных государств, поскольку большинство активов номинированы в этой валюте.

Также сообщается, что во время недавних переговоров с Трампом президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что немедленная конфискация активов противоречит международному праву, но подчеркнул, что эти средства могут быть включены в переговорный процесс по окончанию войны.

В то же время, Фридрих Мерц, который готовится занять пост канцлера Германии, выразил готовность рассмотреть возможность поддержки инициативы по аресту российских активов, сообщил источник, осведомленный о ситуации. Он намерен обсудить этот вопрос с временно исполняющим обязанности канцлера Олафом Шольцем перед саммитом лидеров ЕС, который состоится в четверг. У самого Шольца ситуацию не комментируют.

Также премьер-министр Великобритании сэр Кейр Стармер в понедельник заявил, что Лондон анализирует возможные варианты использования активов. «Очевидно, что доходы и прибыль уже применяются», — отметил он, выступая перед депутатами после подписания соглашения с президентом Украины Владимиром Зеленским о предоставлении Великобританией кредита в размере 2,26 миллиарда фунтов стерлингов, обеспеченного прибылью от санкционированных российских государственных активов.

«Что касается самих [базовых] активов, то это весьма сложный вопрос. Это непросто», — добавил Стармер. «Однако нам необходимо изучить дополнительные возможности, и мы работаем над этим вместе с другими странами».

По словам двух источников, знакомых с французским предложением, оно получило положительные отклики от ряда европейских союзников, но пока не достигнуто окончательное согласие. Представитель президента Макрона воздержался от комментариев.

Сторонники ареста активов активизировали усилия на фоне угрозы администрации Трампа прекратить военную помощь Украине. «Все больше стран рассматривают замороженные активы как инструмент давления», — сообщил один из источников.

Ранее мы писали о том, что Франция, Германия, Италия, Испания, а также глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен опасаются, что конфискация российских активов может подорвать доверие международных инвесторов и ослабить влияние ЕС в будущих переговорах.