Программа «Укрзализныци» «УЗ-3000» вызвала оживлённые дискуссии и немало вопросов. Представители «Укрзализныци» уверяют, что предоставление пассажирам права на бесплатные поездки не станет нагрузкой для государственного бюджета и не увеличит убытки компании, однако экономисты с этим не согласны. Об этом пишут Dengi.ua со ссылкой на публикацию «Экономической правды».

Так, по словам главы «Укрзализныци» Александра Перцовского, чтобы компенсировать возможную потерю дохода от тех, кто воспользуется бесплатными километрами, параллельно внедряются компенсаторы, в частности более гибкое ценообразование в премиум-сегменте.

Читай также: Покупка жилья: программа "єОселя" стала доступнее для железнодорожников

Кроме того, по данным компании, в непиковые периоды (конкретные даты пока не уточняются) значительная часть мест в поездах остаётся незанятой. Несмотря на это, железнодорожники всё равно несут расходы — на оплату труда персонала, электроэнергию и топливо. Руководство «Укрзализныци» считает, что если такие свободные места предложить бесплатно, общие затраты почти не изменятся. В месяц речь может идти примерно о 200–250 тысячах мест.

Однако не все эксперты разделяют этот подход. По расчётам профессора Киевской школы экономики Олега Нивьевского, реализация программы может привести к дополнительным расходам до 17 млрд грн, которые, в конечном итоге, придётся покрывать из госбюджета. Кроме того, если часть пассажиров перейдёт на бесплатные поездки, уменьшится количество тех, кто покупает билеты, а значит, снизится и доход «Укрзализныци».

«Если акцией воспользуется половина от тех, кто получил прошлогоднюю зимнюю поддержку (7 миллионов человек), и они сделают две поездки "туда-обратно" на общее расстояние 2000 км, то общий пассажирооборот от акции составит 14 млрд пассажиро-километров. Это примерно 88% от общего пассажирооборота УЗ в дальнем сообщении за 2024 год. Конечно, спрос на платные междугородние поездки от этой акции не упадет на все 88%, но недополученные доходы от продажи билетов будут ощутимы», – отметил руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.

Экономисты также предупреждают, что если «Укрзализныця» начнёт раздавать бесплатные билеты на поезда, курсирующие в непиковые месяцы, это может полностью отбить интерес к покупке билетов на такие рейсы. В итоге они могут стать убыточными и дотационными.

Как пишет издание, сейчас пассажирское направление компании уже работает в минус. Как сообщил заместитель председателя наблюдательного совета УЗ Сергей Лещенко, в этом году компании потребуется 16 млрд грн государственной поддержки. Так, недавно правительство выделило на нужды УЗ 8 млрд грн, перераспределив эти средства из бюджета Киева.

«Однако даже если предположить, что программа "УЗ-3000" действительно ничего не будет стоить государству, то найти даже 14 млрд грн на остальные инициативы "зимней поддержки" будет крайне сложно, - подчеркивает ЭП.

Как ранее сообщали Dengi.ua, «Укрзализныця» намерена поднять цены на билеты первого класса поездов "Интерсити" и в вагонах категории СВ из-за значительных финансовых потерь компании.

В то же время, как писали Dengi.ua, Кабмин совместно с президентом Украины определил основные направления нового пакета зимней поддержки для украинцев.