До 1 октября народные депутаты должны были подать свои поправки к правительственному проекту Государственного бюджета 2026 года. Поговорить о главной смете страны Dengi.ua решили с доктором экономических наук, народным депутатом Украины Любовью Шпак.

— Госпожа Шпак, какова ваша общая оценка проекта Государственного бюджета (законопроект №14000 – прим. Ред.) на 2026 год? Насколько качественно он подготовлен и чем отличается от прошлогоднего?

— Бюджет 2026 года будет бюджетом Украины, которая ведет полномасштабную войну с Россией. Другими словами – это бюджет войны, так же, как и бюджет 2025 года. При подготовке проекта бюджета правительство исходило из предположения, что интенсивные боевые действия будут продолжаться весь следующий год. Общие расходы на оборону запланированы на уровне более 2,1 трлн грн, это на 166,3 млрд грн больше, чем в этом году (+8,6%). Если принять во внимание прогнозный правительством ВВП на 2026 год в размере 10,3 трлн грн, то расходы на оборону составят 20,4%. То есть каждая пятая гривна, которая будет произведена в Украине в следующем году, пойдет на нужды обороны.

По моему мнению, проект Госбюджета на 2026 год основан на достаточно реалистичном прогнозном показателе ВВП и его реальном росте на уровне +2,4%. Это совпадает с прогнозами экспертов Национального банка Украины. Как и в 2025 году, сбалансированность Государственного бюджета и всей финансовой системы страны будет зависеть от поддержки наших международных партнеров. Ожидается, что Украина получит внешних кредитов и грантов на сумму 2,0 трлн грн. Наступление любых негативных сценариев в отношении внешнего финансирования может привести к ускорению инфляции, незапланированной девальвации гривны и уменьшению реальных доходов населения.

Читай также: Минфин привлек 52,5 млрд грн в бюджет через ОВГЗ

Существенным отличием проекта Госбюджета 2026 года от аналогичного документа 2025-го является значительно усиленная составляющая гуманитарных расходов. Правительство предлагает увеличить расходы на образование на 89,1% (+63,5 млрд грн), на здравоохранение – на 16,8% (+36,5 млрд грн), на социальную защиту и социальное обеспечение – на 11% (+47,8 млрд грн). Планируется также на 20,1% увеличить расходы на экономическую деятельность, скорее всего – за счет развития и загрузки оборонных предприятий.

depositphotos.com

Что касается качества представленного проекта Госбюджета, то здесь есть о чем поговорить. Например, общая сумма по основным пяти показателям доходов бюджета на 2026 год в приложении 1 к законопроекту №14000 на 48,5 млрд больше, чем сумма по этим же показателям, приведенным в расчетах бюджетных доходов. Интересно, что по данным Минфина чиновники центральных органов власти входят в ТОП-3 зарплат среди отраслей экономики. Как видим, даже при таких зарплатах правительственные эксперты допускают такие досадные ошибки.

«Правительство продолжает экономить бюджетные средства за счет наименее социально защищенных категорий граждан»

— Традиционно после представления проекта Госбюджета в Верховную Раду в экспертной среде ведутся дискуссии об адекватности отражения в главной смете страны такого показателя, как прожиточный минимум. Вы согласны с оценкой, которую Правительство заложило в проект бюджета-2026?

— Почему до сих пор важен показатель прожиточного минимума? Потому что, согласно статье 6 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», он является базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового обслуживания, социальной защиты, культуры, здравоохранения и образования.

В правительственном проекте бюджета на 2026 год прожиточный минимум для трудоспособных лиц установлен в размере 3328 грн, минимальная пенсия – 2595 грн. По информации Пенсионного фонда, на 1 июля этого года пенсию в среднем размере до 5000 грн получало 56,1% украинских пенсионеров. Однако, по оценкам Минсоцполитики, приведенным в отчете Счетной палаты Украины, фактический размер прожиточного минимума в Украине в ценах июня 2025 года составлял 8827 грн. То есть правительство закладывает в бюджет следующего года этот показатель в 2,6 раза ниже фактического.

Еще один факт к общей картине: в ст. 9 законопроекта о Госбюджете на 2026 год предлагается установить 60%-й уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения помощи малообеспеченным семьям для трудоспособных лиц. Это означает, что в следующем году малообеспеченные трудоспособные лица с доходом более 1996,8 грн указанной социальной помощи не будут получать. Фактически правительство продолжает экономить бюджетные средства за счет наименее социально незащищенных категорий граждан, реальные доходы которых значительно меньше фактического прожиточного минимума.

Иллюстративное фото / Коллаж: Dengi.ua

По моему мнению, правительство должно: во-первых, заявить, что оно видит такую социальную несправедливость, во-вторых, принять государственное решение, как будет преодолевать указанный разрыв. Если этого не сделать, проблема, так или иначе, станет политической, ведь люди с такими низкими доходами очень вероятно могут проголосовать за популистские силы на следующих выборах. А к чему приводит государственный популизм, царивший в Украине на протяжении трех десятилетий, мы увидели в феврале 2022 года, когда оказалось, что страна не готова к большой войне.

«На одного украинца сегодня приходится 339,0 тыс. грн ($8,2 тыс.) долгового бремени»

— Как вам доходная часть Государственного бюджета? Удалось ли Правительству на этот раз реалистично спрогнозировать будущие доходы, или, как всегда, — доходы недооценены, чтобы потом их героически перевыполнить?

— Мы тщательно проанализировали доходную часть проекта Государственного бюджета. По нашему мнению, правительство недооценило доходы на 88,7 млрд грн. В частности, резервы по сборам налога на прибыль предприятий составляют 29,0 млрд грн, части чистой прибыли, изымаемой в Государственный бюджет, и дивидендов государственных предприятий — 7,0 млрд грн, акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров — 23,4 млрд грн, акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров/продукции — 27,8 млрд грн, платы за лицензии в сфере азартных игр — 1,5 млрд гривен. Если бы мы с вами жили в мирное время, то можно было бы сказать, что здесь есть существенные резервы для подживления экономики или улучшения социальной защиты отдельных категорий граждан. Но в условиях полномасштабной войны такой потенциальный резерв может в первую очередь быть использован для нужд обороны. Если интенсивность боевых действий в 2026 году будет расти, с высокой вероятностью появится потребность в дополнительном финансировании армии.

Читай также: Бюджет войны: РФ за 3 года потратит еще почти $500 млрд

Из интересного могу отметить прибыль Национального банка. Традиционно правительство значительно занижало этот показатель, чтобы иметь для себя резерв средств, а депутаты настаивали на увеличении цифры прибыли НБУ, изымаемой в госбюджет, чтобы получить реалистичный источник финансирования своих предложений. В этом году правительство предложило изъять у Нацбанка 146 млрд грн прибыли за 2025 год, хотя, по официальным данным, за первое полугодие текущего года НБУ получил прибыль 51,2 млрд грн. Возникает вопрос: как за вторую половину года главный банк страны получит почти в два раза больше — 94,8 млрд грн прибыли? Я разделяю мнение независимых экспертов, что для этого есть только единственный путь — девальвация гривны до конца 2025 года до уровня 44-45 грн/$. Таким образом, вероятно, украинцев в конце года ждет довольно значительная девальвация, которая непременно повлечет за собой рост цен.

Иллюстративное фото / Коллаж: Dengi.ua

Также у меня есть определенные сомнения, что правительству удастся получить запланированные в проекте госбюджета на 2026 год 60,0 млрд грн за счет уменьшения объемов уклонений от уплаты таможенных платежей. Правительственные эксперты уверяют, что это якобы должно произойти в результате улучшения работы реформированной Государственной таможенной службы, но никаких конкретных расчетов в приложениях к бюджету нет. Пока я не увижу конкретные аргументы в цифрах, буду считать, что указанные планы дополнительных доходов за счет детенизации таможни выглядят фантастически. Если госпоже Премьер-министру удастся привлечь названную сумму, это будет большим успехом Правительства, если нет – будет как всегда.

— Расходная часть Государственного бюджета традиционно содержит риски финансовой нестабильности. В условиях полномасштабной войны с РФ эти риски возрастают в разы. Какие основные опасности для украинской экономики, по вашему мнению, присутствуют в правительственном проекте Госбюджета на 2026 год?

— Главным риском следующего бюджетного года считаю стабильность наших отношений с международными партнерами, ведь именно от них зависит стабильность и своевременность предоставления Украине более 2 трлн грн внешнего финансирования. Украинской стороне крайне важно предотвращать скандалы и недоразумения с двумя главными кредиторами нашей страны – США и ЕС.

Также важно своевременно и в полном объеме выполнять обязательства, под которые предоставляется финансирование. Они могут быть официальными, как в рамках программ Ukraine Facility и меморандума с МВФ, так и неофициальными. Но обязательства всегда есть – просто так деньги никто не дает, даже если речь идет о грантовой (безвозвратной помощи) или кредитах, которые будут обслуживаться за счет замороженных активов РФ.

Критически опасным для Украины остается объем государственного долга. Согласно представленному в ВРУ проекту бюджета-2026, на конец следующего года прогнозируемое значение соотношения госдолга к ВВП составит 106%. Довольно часто приходится слышать от экспертов и коллег, мол, ничего страшного – с таким долгом можно успешно развиваться. На самом деле, это не совсем так: согласно данным Всемирного банка, успешных развивающихся стран с долгом выше 100% ВВП нет. Такое могут себе позволить только некоторые развитые страны, но и здесь есть нюансы. Со временем большой долг начинает подтачивать финансовую стабильность. Посмотрите, например, что происходит в США и Италии.

Читай также: Госдолг Украины вырос за месяц: Минфин обнародовал сумму

Я не совсем понимаю наше правительство: почему почти за четыре года войны с Россией украинская власть до сих пор не подняла вопрос об безусловном списании по крайней мере 30% внешнего долга, который на конец июля 2025 года составлял $134,4 млрд? Как с такой долговой нагрузкой мы будем восстанавливать Украину после войны?! Это бремя будет постоянно нарушать нашу финансовую и экономическую стабильность, тянуть нас «на дно». Из-за этого мы не сможем одновременно восстановить экономику и усилить оборону, а без этого станем уязвимыми для новой российской агрессии.

Фото сгенерировано с помощью ИИ

Чтобы понять тяжесть долгового бремени, приведу следующие расчеты. В демографической стратегии правительства, принятой в сентябре 2024 года, численность населения в Украине оценивалась в 35,8 млн человек. В проекте Госбюджета-2026 содержится график обслуживания Украиной государственного долга и гарантированного государством долга до 2061 года на общую сумму более 12,1 трлн грн. Таким образом, на одного украинца сегодня приходится 339,0 тыс. грн ($8,2 тыс.) долгового бремени.

Добавьте к этому космический по размерам дефицит торгового баланса, который за 8 месяцев 2025 года достиг -$34,3 млрд. По оценкам неправительственных экспертов, до конца года дефицит может достичь отметки -$52-54 млрд. Вместе с государственным долгом такой объем торгового дефицита создает риски масштабной девальвации гривны, которая в свою очередь станет катализатором роста потребительских и промышленных цен. Даже не знаю, как нам выйти из этой ситуации после войны без большого стресса для экономики.

«Увеличение финансирования ветеранских нужд показывает, что правительство понимает будущую приоритетность этих расходов»

— Сейчас в Украине насчитывается более 1,3 млн ветеранов. Какие акценты в ветеранской политике на 2026 год предлагает правительство в проекте бюджета-2026? По вашему мнению, насколько приоритетным для власти на сегодняшний день является финансирование потребностей ветеранов?

— В бюджете этого года правительство выделило на Министерство ветеранов 5,4 млрд грн, это на порядок меньше ветеранских потребностей. В проекте бюджета 2026 года сумма финансирования министерства увеличена на 53% до 8,2 млрд грн. Это все еще мало, но уже намного лучше, чем в прошлом году. Наибольшая динамика роста ассигнований наблюдается в программе создания и функционирования Национального военного мемориального кладбища. На нее планируется выделить 3,6 млрд грн (+178,1% к сумме 2025 года). Субвенция местным бюджетам на создание ветеранских пространств будет увеличена на 139%, до 1,1 млрд грн, субвенция на обеспечение специалистов по сопровождению ветеранов войны и демобилизованных – на 45,1%, до 2,9 млрд грн.

pinterest.com

Также предусмотрена новая субвенция местным бюджетам – на выплату денежной компенсации за причитающиеся для получения жилые помещения для семей ветеранов-инвалидов I-II группы, на нее правительство планирует выделить 5,7 млрд грн. Увеличение финансирования ветеранских нужд показывает, что правительство понимает будущую приоритетность этих расходов. Однако, по моему мнению, для ветеранов можно сделать больше, с учетом дополнительных источников финансирования, о которых я упомянула выше. В целом, в ближайшие годы ветеранское сообщество будет расти, соответственно будет расти и общая сумма финансирования их потребностей.

— Для вас, как профессионального педагога, вероятно, важна ситуация с финансированием образования. Что предлагает правительство для отрасли в проекте бюджета на 2026 год? Будет ли выполнено обещание о повышении зарплат учителям, о котором недавно говорил министр образования?

— Первое и главное — в проекте Госбюджета для Минобразования запланирована новая бюджетная программа «Повышение престижности труда в сфере образования» с общим финансированием 53,8 млрд грн. Эти средства, как уверяют в министерстве, пойдут на повышение зарплат учителям, которое состоится в два этапа. С 1 января 2026 года 470 тыс. учителей получат 30% надбавку к заработной плате, а с 1 сентября – еще плюс 20%. По оценкам экспертов в области образования, в целом средний заработок украинского учителя за следующий год вырастет на 36,7%. Безусловно, итоговую зарплату учителя в диапазоне +/- 20 тыс. грн нельзя назвать высокой, а такую работу – престижной. Напомню, что в этом году средняя зарплата в Украине составляла 26 тыс. грн, в следующем, по прогнозу правительства, будет 30 тыс. грн. Таким образом, даже с указанным повышением учителя все равно будут зарабатывать ниже среднего по стране. Впрочем, учитывая условия и последствия полномасштабной войны, даже такое повышение будет маленьким праздником для украинских учителей.

Читай также: День учителя: какие зарплаты у педагогов в Украине и странах Европы

Очень порадовала безумная динамика увеличения финансирования бюджетной программы по поддержке приоритетных направлений научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок: +282,8% до уровня 2025 года, до 6,3 млрд грн. Видимо, это связано с оборонными заказами и станет определенным катализатором для развития украинской науки. На +48,8%, до 6,6 млрд грн увеличивается финансирование академических стипендий. Это также важно, ведь заботиться нужно не только о тех, кто учит, но и о тех, кто учится. Местные бюджеты получат субвенцию 14,4 млрд грн на питание учеников начальных классов учреждений общего среднего образования. Это на 206,6% больше, чем в 2025 году. Хорошо, что Украина так заботится о молодом поколении и, несмотря на сложности войны, находит деньги на питание первоклассников. Однако, если ракетные и дронные атаки РФ усилятся, могут быть определенные трудности с реализацией этой программы в полном объеме.

«Основными приоритетами правительства в межбюджетных отношениях в 2026 году будут поддержка образования, ветеранов, пострадавших территорий и восстановление жилья»

— Межбюджетные отношения в Украине – всегда горячая тема. Местные общины обвиняют центральную власть в том, что она предоставляет им слишком много полномочий и слишком мало источников собственных финансовых ресурсов. Центральная власть считает, что предоставляет достаточно, но местные чиновники не умеют эффективно планировать и использовать имеющиеся средства. Какие нововведения в межбюджетных отношениях содержит правительственный проект бюджета на 2026 год?

— По предварительному замыслу правительства, общий ресурс местных бюджетов в следующем году составит 873,8 млрд грн, из которых: 632,8 млрд грн – собственные доходы, а 241,0 млрд грн – трансферты из государственного бюджета. Запланированный объем базовой дотации местным бюджетам составляет 33,3 млрд грн, реверсной дотации – 20,6 млрд грн. Для деоккупированных, временно оккупированных и пострадавших от российской агрессии общин предусмотрена дополнительная дотация в размере 36,1 млрд грн. На публичные проекты по линии Минразвития планируется выделить 13,7 млрд грн, на создание резервного фонда для местных общин – 35,6 млрд грн.

По направлению инфраструктуры местные органы власти будут иметь ресурс в 5,5 млрд грн на выплату компенсаций за уничтоженное жилье и 6,8 млрд грн – на ветеранские программы. По направлению восстановления на разного рода программы выделяется около 5,5 млрд грн. В проекте Госбюджета-2026 также планируется новая субвенция местным бюджетам на компенсацию разницы в тарифах на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой общим объемом 15,2 млрд грн. Это никоим образом не решит вопрос задолженности за жилищно-коммунальные услуги, которая на конец II квартала 2025 года достигла 106,6 млрд грн, однако позволит несколько стабилизировать финансовое положение местных коммунальных предприятий.

Фото сгенерировано с помощью ИИ

По государственной программе медицинских гарантий денежный ресурс на местах в следующем году составит 191,6 млрд грн, на поддержку отдельных учреждений здравоохранения и публичные инвестпроекты в этой сфере предполагается выделить 4,6 млрд грн. Кроме уже названных расходов в сфере образования, местные органы власти получат 103,2 млрд грн образовательной субвенции, 3,2 млрд грн на НУШ, 5,5 млрд грн – на укрытия, 2 млрд грн – на школьные автобусы и по 1 млрд грн – на пищеблоки и модернизацию образовательного пространства. Отдельно хочу отметить, что на дороги местного значения и коммунальные дороги в проекте Госбюджета-2026 денег не предусмотрено, поэтому можно прогнозировать ухудшение логистических возможностей на этих транспортных артериях и увеличение аварийности.

В целом, за счет изъятия у местных общин в 2026 году части НДФЛ их финансовые возможности будут ограниченными. Это означает, что правительство почти в ручном режиме, через предоставление/непредоставление дотаций, будет контролировать финансовую устойчивость отдельных общин. По моему мнению, это вполне прогнозируемо, ведь правительство в пределах своих возможностей пытается централизовать «под себя» больше ресурсов, чтобы более оперативно закрывать потребности обороны и реагировать на негативные последствия российской агрессии. Очевидно, что основными приоритетами правительства в межбюджетных отношениях в 2026 году будут поддержка образования, ветеранов, пострадавших территорий и восстановление жилья.

— До 1 октября народные депутаты должны были подать свои поправки к правительственному проекту Государственного бюджета на 2026 год. Воспользовались ли вы этим правом, сколько поправок подали и о чем они?

— К проекту бюджета-2026 я подала более 100 поправок. Придерживалась следующей философии: сначала показала правительству, где, по моему мнению, можно взять дополнительные финансовые ресурсы, затем предложила несколько важных направлений, куда эти средства можно было бы направить. Об источниках уже шла речь, когда я рассказывала об оценке доходной части госбюджета, которая, по моему мнению, занижена. В своих правках предлагаю увеличить запланированные объемы поступлений: по налогу на прибыль – на 29,0 млрд грн, по части чистой прибыли и дивидендов государственных компаний – на 7,0 млрд грн, по акцизному налогу с произведенных в Украине подакцизных товаров – на 23,4 млрд грн, по акцизному налогу с ввезенных на таможенную территорию подакцизных товаров – на 27,8 млрд грн, по плате за лицензии в сфере азартных игр – на 1,5 млрд грн. Итак, в целом дополнительный финансовый ресурс, согласно моим поправкам, составляет 88,7 млрд грн.

Читай также: Дефицит бюджета: как менялся за годы войны и что ждать в 2026-м

Дополнительные ресурсы предлагаю использовать следующим образом. В оборонной сфере: 5 млрд грн – на закупку, ремонт и модернизацию военной техники, средств и оборудования, 2,5 млрд грн – на физическую и психологическую реабилитацию ветеранов, 1,5 млрд грн – на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих ВСУ, 1,5 млрд грн – на лечение граждан, в т.ч. военнослужащих, за рубежом, 500 млн грн – на дополнительное финансирование Государственной пограничной службы.

В сфере образования и здравоохранения: 17,5 млрд грн – на увеличение образовательной субвенции местным бюджетам, 10,3 млрд грн – на повышение зарплат педагогическим работникам и ученым , 800 млн грн – на закупку школьных автобусов, 400 млн грн – на обеспечение жильем медиков в сельской местности.

По поддержке ВПЛ: 2,5 млрд грн – на обеспечение жильем ВПЛ, 2,5 млрд грн – на компенсации за уничтоженное жилье, 1,7 млрд грн – на предоставление льготных ипотечных кредитов ВПЛ, 1,2 млрд грн – на компенсации за поврежденное недвижимое имущество по программе «еВосстановление».

По экономическому направлению: 2,7 млрд грн – на развитие и восстановление инфраструктуры, 1,1 млрд грн – на частичную компенсацию стоимости с/х техники и оборудования украинского производства, 200 млн грн – на предоставление кредитов фермерским хозяйствам.

Считаю, что если правительство ответственно подойдет к оценке доходной части государственного бюджета, указанные статьи расходов могут быть профинансированы. Бюджет 2026 года – это бюджет войны, но в нем есть немало резервов, которые можно потратить на ВСУ, социальную защиту и экономику.