Не так давно глава совета НБУ Богдан Данилишин написал на своей странице в ФБ, что за время независимости Украина пережила восемь финансовых кризисов – три валютных, три банковских и две – суверенного долга. Если честно, я б свел дело всего к трем – 1998-го, 2008-го и 2014-го. В общем, спор в стиле «что было раньше – курица или яйцо». Так я скажу, что раньше было все. Но почему столько о кризисах?
Во-первых, чтобы их – таких разрушительных, больше не было. И это главное.
Читай также: Александр Крамаренко: В месяц – по празднику
Во-вторых, потому что кризисы у нас полтора раза были рукотворными, а раз так, то их можно предотвращать. Неизбежный и с внешними причинами был только один (2008 года – отток капиталов из развивающихся экономик по причине ипотечного кризиса в США).
1998 год нам подарил чрезмерную привязку к экономике РФ и собственную долговую пирамиду ОВГЗ. Тут чистой воды ручное происхождение кризиса
Да, в 2014 году у нас были оккупированы значительные территории, этот внешний фактор, как ни крути, был основным детонатором. Но в 2014 году у тогдашнего руководства НБУ не хватило железа в организме, чтобы объявить мораторий на досрочное снятие вкладов – как то сделано было осенью 2004 года. В 2014 году именно проблемы в руководстве НБУ и в принципе – в правительстве привели разрастанию масштабов кризиса примерно раза в полтора, а то и в два. Мы вполне могли отделаться девальвацией примерно до 16 гривен за доллар, но нет.
Как бы там ни было, но именно нестабильность и безответственность действий властей приводили к кризисам либо их усугубляли. У нас есть чистый, дистиллированный пример: Польша почти не пострадала от кризиса 2008 года, Украина – отросла после того провала только через четыре года. При схожих структурах экономики.
Гривна за 25 лет подешевела в полтора десятка раз? Ну вот нам и причина отсутствия нормального кредитования бизнеса, причина невозможности построить эффективную накопительную пенсионную систему и много чего еще.
Читай также: Александр Крамаренко: Доктор, вы или туда, или сюда, а то раздражает
Вторая после нестабильности гривны проблема – агрессивная налоговая система. Тут все ясно: нужно снижать ставки и сужать область применения таких фискальных инструментов, как РРО (кассовые аппараты), нужно уменьшать сложность администрирования и отчетности, нужно расширять область применения упрощенной системы налогообложения. Иначе мы, как страна, никогда не выберемся из бедности.
На нас извне надвигаются две глобальные проблемы. Первая – глобальный финансовый навес, результат той эмиссии, что была предпринята центробанками развитых стран для спасения своих экономик. Они экспортируют свои проблемы – мы вследствие этого импортируем инфляцию.
Вторая проблема – рост издержек в связи усилением и ужесточением экологических норм. Чем-то надо это компенсировать. Иначе экономического восстановления не видать. Хотя нынешнюю ситуацию вполне можно воспринимать и как возможность. Например, Украина под боком у ЕС, который точно будет сокращать транспортные издержки и зависимость от поставок всего на свете из КНР. И при этом в ЕС дикий избыток финансовых ресурсов – инвесторы не знают, куда ж их пристроить с толком, чтобы не нарваться на обвинения в неэкологичности проектов и в поддержке автократических режимов. Будь экологичным и демократичным – на тебя прольется поток инвестиций. И это – совсем не шутка.
- Полностью журнал “Деньги“ № 8 от 26 августа 2021 года можно приобрести онлайн.
- Оформить подписку через наш интернет-магазин.