Вечером 12 февраля представители правительств Евросоюза и Европарламент одобрили компромиссный пересмотр законодательства по газовому рынку. Для Украины речь идет об угрозе доходам от газового транзита на сумму 3 млрд. долларов в год. А заодно - о безопасности системы газоснабжения в Украине и необходимости ее реструктуризации (читайте также стр. 12).

Читай также: Оператор Северного потока-2 подал заявку на альтернативный маршрут

Еврочиновники 12 февраля предварительно согласовали пересмотр законодательства ЕС по газовому рынку, уменьшив при этом барьеры для проекта Nord Stream 2. Да, впереди еще утверждение этих документов Европарламентом и Еврокомиссией.

Но в целом велика вероятность того, что принципиальные препятствия достройке Nord Stream 2 сняты, хотя эксплуатация этой системы будет вестись согласно европейским газовым законам.

Читай также: В Германии продолжается строительство Северного потока-2

Ключевой пункт компромисса, который был достигнут в результате соглашения между Германией и Францией состоит в том, что Дания потеряла право вето на достройку и условия эксплуатации Nord Stream 2. Эти полномочия фактически переданы Германии - вплоть до возможности инициировать защиту Nord Stream 2 от антимонопольных требований ЕС.

Да, для этого еще придется доказывать, что такие исключения не навредят конкуренции и безопасности поставок, но принципиально такие решения возможны. И Германия в них заинтересована.

Читай также: Газопровод Северный поток остановил работу

Для Украины достройка и запуск Nord Stream 2, также других обходных газопроводов (Турецкий поток, например) создают жесткую угрозу сохранения газового транзита. В свою очередь, прекращение или резкое сокращение транзита российского газа означает сразу три негативных последствия для Украины:

  • падение доходов от транзита с нынешних примерно 3 млрд. долларов за транзит около 86,8 млрд. куб. м газа. Высок риск падения транзита до таких уровней, когда эксплуатация украинской ГТС станет убыточной -ниже 40 млрд. куб. м за год.
  • утрата устойчивости газоснабжения Левобережной Украины во время пикового потребления газа в холодное время года в результате сокращения транзита. Чтобы избежать этого, потребуется организация возможности реверса газа на восток от подземных хранилищ у западной границы Украины. Это весьма дорогостоящий проект.
  • ликвидация экономических мотивов сохранения территориальной целостности Украины. Пока есть потребность в украинском транзите, активность «ястребов» в руководстве РФ сдерживается экономическими интересами Москвы.

Читай также: Премьер Польши заявил, что ЕС не нужен Северный поток-2

Окончательное утверждение нового европейского газового порядка, очевидно, состоится во второй половине 2019 года - после очередных выборов в Европарламент.

На май 2019 года назначен очередной раунд трехсторонних переговоров ЕС-Украина-РФ по поводу газа и его транзита. Технологические предпосылки для резкого сокращения газового транзита через Украину будут сформированы к середине 2020 года окончательно.

Если при этом новый европейский газовый порядок будет согласован в 2019 году, то РФ и представляющий ее Газпром смогут не выполнять свои обязательства по транзиту через Украину, даже если их удастся из них выдавить на трехсторонних переговорах. Если появится физическая возможность их не выполнять, то ею, скорее всего, воспользуются.

Читай также: Россия может профинансировать строительство Северного потока-2

«Nord Stream 2 является свидетельством провала энергетической политики ЕС. Украина и Польша чувствуют себя обманутыми энергетическими амбициями Германии», - пишет Financial Times в своей редакционной статье от 13 февраля.

И это при том, что Вашингтон неоднократно высказывал опасения по поводу этой схемы, а Европейский парламент два месяца назад принял заявление, в котором Nord Stream 2 назван политическим проектом, представляющим угрозу европейской энергетической безопасности.

Несмотря на возникшую угрозу, новый газовый порядок сохраняет требование о том, что поставщик газа не может являться собственником транзитных трубопроводов. Однако Газпром, которому сейчас в Nord Stream 2 принадлежит контрольный пакет, может попробовать обойти это ограничение путем переуступки своей доли в проекте своим пяти европейским партнерам: Uniper и Wintershall (обе - ФРГ), Engie (Франция), Shell (Великобритания-Нидерланды) и OMV (Австрия).

Читай также: Польша требует изменить газовую директиву ЕС

Что может препятствовать реализации негативного для Украины сценария? Жесткое сопротивление реализации, которое оказывает проекту США, заинтересованные в вытеснении РФ с европейского рынка газа ради расширения поставок своего сжиженного природного газа (LNG).

Интересы Вашингтона в этом смысле совпадают с требованиями безопасности газоснабжения ЕС - за счет диверсификации источников. И совпадают с интересами Украины, Польши и некоторые других восточноевропейских членов ЕС. Сейчас восточное крыло ЕС справедливо считает, что его интересы были принесены в жертву интересам Парижа и Берлина, которые являются по факту держателями контрольного пакета Евросоюза после запуска Brexit.

Впереди - жесткое противостояние в многоугольнике Вашингтон-Брюссель-Париж-Берлин-Москва-Варшава-…-Киев.

Полностью журнал “Гроші“ № 4 от 21 февраля можно приобрести онлайн.

Новости от Деньги.uа в Telegram. 

Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.