Налогов не стало меньше. Наоборот, их все больше, да и ставки растут. На подходе налогообложение КИК (контролируемых иностранных компаний) и фискализация предпринимателей, работающих на едином налоге. Но и это еще не все. Депутаты готовят сюрпризы в виде повышения акцизов, ренты и ставок эконалога, а также усиленно корпят над законопроектом о косвенных методах, чтобы налоговики смогли прижать всех украинцев, которые привыкли жить на широкую ногу.

Чем ближе окончание календарного года, тем активнее правительство и депутаты начинают перекраивать налоговое законодательство. Причин две:

  • желание собрать еще больше денег в госбюджет. Так всегда происходит по ситуативным причинам – на носу бюджетный процесс, 15 сентября свет увидел черновик проекта госбюджета-2022, там существенное увеличение налоговых и прочих поступлений;
  • стратегическое желание больше перераспределять через госбюджет. Этакая экзистенциальная тяга к чужим деньгам. Это – обычная история для «большого» государства, которое хочет все больше и больше денег перераспределять через госбюджет и квазибюджетные фонды. И чтобы сильнее контролировать экономическую жизнь, и чтобы коррупционерам было что пилить.

А вот все обещания провести налоговую реформу, данные нынешней властью еще в 2019 году, канули в лету. Хотя и экс-премьер-министр Алексей Гончарук, и глава профильного налогового комитета Рады Даниил Гетманцев уверяли, что уже в 2020 году налоговое законодательство станет предельно комфортным и для физлиц, и для бизнеса.

Рядовым налогоплательщикам сулили прогрессивную шкалу НДФЛ и снижение базовой ставки налога до 15%. А бизнесу правительство обещало налог на выведенный капитал и «ремонт администрирования», чтобы предприниматели тратили меньше времени и денег на расчет налоговых обязательств и уплату налогов.

Тем не менее, за эти два года налоговое законодательство стало только жестче и тяжелее как с точки зрения ставок, так и администрирования.

Малый и средний бизнес принудительно переводят на кассовые аппараты, причем почти без исключений. Бизнес покрупнее столкнулся с расширением полномочий фискальных органов (введение правила деловой цели, расширение оснований для внеплановых проверок и т. д.). Налогоплательщикам-физлицам все-таки навязали налоговую амнистию, которая с 1 сентября идет полным ходом и является предвестником косвенных методов контроля. Хотя тот же Гетманцев в интервью «Деньгам» осенью 2019 года заявлял, что запуск механизма контроля доходов по расходам депутаты даже не рассматривают.

Ушел в заграницу – плати налог

На самом деле в ближайшие полгода вступает в силу не так много законов, которые содержат налоговые новации. Но обманываться не стоит: глубина грядущих изменений довольно серьезная.

Большая группа изменений связана с налогообложением контролируемых иностранных компаний (КИК) и постоянных представительств. Применение соответствующих норм депутаты отложили. Но с 2022 года они все-таки начинают действовать.

С 1 января 2022 года украинские налоговые резиденты будут вынуждены раскрыть информацию о КИКах, которыми они владеют (либо долями в них). Кроме того, украинские собственники будут платить налог на прибыль таких компаний пропорционально доле владения.

«Но если раскрывать нужно будет все свои КИКи, то именно платить налоги необходимо с прибыли только «низконалоговых», «пассивных» и непубличных КИКов. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка будет распространяться не на весь бизнес, а преимущественно на тех, кто уклоняется от уплаты налогов в Украине с использованием иностранных компаний», – уверяет Игорь Белицкий, юрист юридической группы LCF.

В действительности это коснется примерно всех более или менее заметных бизнесов, активничающих на внешних рынках.

Ставка налога для владельцев КИКов составит 9% и 1,5% военного сбора с распределенных дивидендов либо 18%+1,5%, когда дивиденды не распределялись.

Налоговые обязательства не будут возникать в том случае, если годовой оборот КИКа менее 2 млн. евро. Это же касается и КИКов, зарегистрированных в странах, с которыми Украина заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Единственное требование, чтобы такая КИК платила корпоративный налог по ставке не ниже 13%.

Не будет подлежать налогообложению прибыль публичных КИК – компаний, чьи акции обращаются на фондовой бирже, и тех КИК, которые занимаются благотворительной деятельностью без распределения прибыли среди учредителей.

Кстати, если собственники иностранных компаний успеют ликвидировать их с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года, они не будут платить налог с полученного дохода от ликвидации. На них возлагается только уплата 1,5% военного сбора. И правильно – зачем нам агрессивное развитие экспортных отраслей?

Нерезиденты под контролем

Среди других норм, направленных на борьбу с выведением капиталов в оффшоры, – обязательная регистрация в налоговых органах Украины постоянных представительств (ПП) иностранных компаний с 1 января 2022 года. ПП может считаться лицо, представляющее интересы нерезидента и наделенное полномочиями проведения переговоров по существенным условиям сделок, заключения контрактов и т. д. Также признаками ПП является наличие у резидента в Украине офиса, филиала, склада, фабрики или завода.

Постоянные представительства должны встать на учет в украинских налоговых органах. Причем, нерезидент обязан зарегистрировать ПП до начала своей деятельности. Невыполнение этого требования фискалы будут расценивать как уклонение от налогообложения, что повлечет за собой принудительную постановку на налоговый учет, проверку, штрафы и доначисление налоговых обязательств.

«Вступают в силу нормы относительно «деловой цели»: налоговые органы могут увеличить финансовый результат на всю сумму товаров/услуг, приобретенных у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций или нерезидентов, которые не уплачивают корпоративный налог, если такие операции не имели деловой цели. Правила деловой цели будут применяться и к операциям по начислению роялти в пользу любых нерезидентов», – предупреждает Вороненко Анастасия, адвокат юридической фирмы «Юрлайн».

Это очень грустно: точка зрения налоговика, а не реальный смысл деловых операций будут влиять на налогообложение. Грустно.

Три месяца до аппарата

Малым предпринимателям тоже не стоит расслабляться: фискализация уже дышит в затылок. В связи с карантином парламент сделал поблажку и перенес внедрение РРО для плательщиков 2–4-й групп единого налога на 2022 год.

В 2021 году применение кассовых аппаратов обязательно только в том случае, если выполняется одно из условий. Во-первых, уже используют РРО СПД, которые предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения. Во-вторых, это – предприниматели, продающие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, предприниматели, торгующие технически сложными товарами (бытовая техника, электроника и т. д.). В-третьих, обязаны применять РРО предприниматели, у которых годовой оборот превышает 220 минимальных зарплат, или 1,32 млн. грн. Для всех остальных час икс наступит 1 января 2022 года.

Можно ли обойтись без кассового аппарата? Да, но перечень исключений очень скудный. Имеют право работать без РРО предприниматели, которые выбрали первую группу единого налога. Их, к счастью, фискализация не затронула вообще. Хотя, возможно, это и временно.

Не нужен РРО и в том случае, если предприниматель принимает все платежи исключительно на свой банковский счет. То есть по безналу. К слову, оплата картой безналом не считается.

Все остальные – будьте добры, обзаведитесь кассовым аппаратом. Правда, нормы действующего законодательства позволяют выбирать между «железными» и программными РРО. Программных решений пока не так много, но они уже существуют. Например, «Е Чек» (стоимость – 1200 грн. в год), «Вчасно.Каса» (стоимость – до 1699 грн. в год), Fondy (тариф – 2,5–2,7% суммы операции).

Не стоит забывать и о штрафах за нарушения. За продажу товара без применения РРО с 2022 года он составит 100% суммы операции, за повторное такое же нарушение – уже 150%.

В общем, если не удастся сбить эти нововведения, упрощенная система будет ликвидирована.

Слушаем, смотрим, платим

Появится в 2022 году новый сбор. Это – налог на добавленную стоимость с поставок электронных услуг. Тот самый «налог на Google», который Гетманцев анонсировал еще осенью 2020 года. Тем не менее, соответствующий законопроект № 4184 Верховная Рада приняла только в июне 2021-го, а начнет он действовать с января 2022 года.

По сути, это – уплата нерезидентами, не имеюими в Украине постоянного представительства, НДС с электронных услуг, которые они предоставляют. «Причем, это распространяется на поставку электронных услуг как в адрес физических лиц, так и ФОПов, не являющихся плательщиками НДС», – уточняет Оксана Олехова, партнер «Налогового и юридического консультирования KPMG в Украине».

Перечень электронных услуг довольно широкий. Он включает рекламу в сети Интернет, облачные и стриминговые сервисы, доступ к музыке, играм и т. д. «Если нерезидент предоставляет такие услуги, ему необходимо будет зарегистрироваться плательщиком НДС (в Украине. – Ред.), ежеквартально подавать декларацию и уплачивать налог со стоимости таких электронных услуг», – предупреждает Игорь Белицкий.

Думаем, не нужно объяснять, чем грозит появление нового налога. Стоимость доступа ко всяким Netflix, Spotify, Apple Music, к облачным хранилищам данных и платным звонкам через Viber или Skype вырастет. Это признал даже министр цифровой информации Михаил Федоров. Но он надеется, что рост тарифов не будет пропорционален ставке НДС (она составляет 20%). Только вот потребителей любое удорожание привычных им сервисов явно не обрадует.

Сбрасываемся на помощь бюджету

Ну а что с грядущими изменениями в налоговое законодательство? Некоторые из них довольно болезненны. Особенно для бизнеса.

Самый «горячий» законопроект, конечно же, № 5600, который инициировал Кабмин. Его парламент принял в первом чтении в июле, и после этого документ завис на этапе доработки ко второму чтению. Правительство разрабатывало этот законопроект как ресурсный, чтобы увеличить поступления в текущий бюджет. Но итоги первых 8 месяцев показали, что и без него план по поступлениям перевыполняется. Но жмут дальше.

Основные угрозы: повышение рентной платы за пользование недрами, ставок экологического налога (на выбросы двуокиси углерода, на отходы), резкое наращивание ставок акцизного сбора и введение акциза для «зеленой» энергетики; увеличения ставки НДФЛ с 5% до 18% при продаже трех и более квартир в течение года и введение НДС на продажу жилья на первичном рынке.

«Еще этот законопроект предусматривает наложение ареста на активы предприятий до вынесения налогового уведомления-решения; уменьшение максимально допустимого размера участков без уплаты налогов для ведения личного хозяйства с 2 га до 0,5 га; запрет выезда за границу директорам предприятий, которые имеют налоговый долг; взыскание налогового долга без решения суда, если предприниматель признал свои налоговые обязательства», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.

Поговаривают, что эту норму об аресте специально предусмотрели, чтобы по принципу «купи козла – продай козла» продавить все остальное, выдав его за некий компромисс.

Доработка законопроекта изрядно затянулась из-за того, что к нему подано свыше 11 тыс. поправок. В связи с этим Даниил Гетманцев заявил, что парламент, скорее всего, будет принимать № 5600, голосуя за каждую статью по отдельности.

Что может измениться в законопроекте ко второму чтению? Из возможных поблажек – освобождение от уплаты НДС физлиц, которые на момент вступления в силу закона уже вложили деньги в первичное жилье; применение повышенной ставки НДФЛ при сделках с жильем на вторичном рынке к разнице между стоимостью покупки квартиры и ее последующей продажи (предполагаем, что по документам жилье при перепродаже будет стоить столько же, сколько и при покупке); пересмотр нормы о введении минимального налогового обязательства, в результате которого для владельцев сельхозземли размер налога на землю может вырасти в разы; смягчение нормы, которая запрещает бизнесу переносить на будущие налоговые периоды убытки прошлых лет.

НнВК. Пробная версия

В первом чтении принят законопроект № 5376, который устанавливает налоговый режим для резидентов Дія.Сity. Он предназначен для IT-бизнеса. Главное новшество – возможность выбирать налоговый режим. Это может быть уплата налога на прибыль либо налога на выведенный капитал (НнВК). Ставка налогообложения – 18% и 9% соответственно.

Причем, компания – резидент Дія.Сity сможет раз в год переходить с одного налога на другой. Хотя в законопроекте порядок такой «миграции» не прописан. Да и возможность применения НнВК будет сильно ограничена. По идее, налог не нужно платить, пока нет распределения прибыли (выплаты дивидендов). Но авторы законопроекта № 5376 решили приравнять к распределению прибыли массу других операций. Скажем, финансовую помощь или иностранные инвестиции. Понятно, что при таких условиях использование НнВК окажется невыгодным.

Впрочем, законопроект пока находится на доработке. И есть шанс, что его докрутят до такого состояния, чтобы бизнес был заинтересован участвовать в Дія.Сity. Но для этого нужно содействие со стороны депутатов и той же Минцифры. А представители министерства уверены, что их версия законопроекта почти идеальна. Замминистра цифровой трансформации Александр Борняков заявил, что «…нам удалось выработать лучшие из возможных налоговых условий для IT в Украине».

Что касается внедрения НнВК для всех компаний, кто платит налог на прибыль, этот вопрос по-прежнему в долгом ящике. МВФ против, а депутаты не понимают, где взять компенсаторы потерь бюджета на переходный период. Министр финансов Сергей Марченко считает, что лучше делать незначительные изменения законодательства, чем глобально все сразу менять. Иными словами, НнВК если и возможен, то только в каком-то усеченном варианте, для отдельных отраслей или категорий налогоплательщиков.

Со второй попытки парламент принял в первом чтении законопроект № 2713-д о снижении ставок налога на доход организаторов онлайн-игр с 30% до 10%, для букмекерской деятельности – с 18% до 5%. Помимо этого, оно устанавливает ставку налога для деятельности по организации и проведению азартных игр в казино и залах игровых автоматов на уровне 12,5%.

Окончательно принят законопроект № 3637 о виртуальных активах. По сути, это – базовый документ для легализации в Украине криптовалют и прочих цифровых активов. Как объяснил Михаил Федоров, теперь в нашей стране смогут легально работать криптобиржи, и появится возможность декларирования доходов в виртуальных активах.

Но есть и неприятные новости. Правительство хочет вывести крипторынок из так называемой тени путем налогообложения операций. Каким именно будет это налогообложение, станет понятно после разработки изменений в Налоговый кодекс. Сама идея уже напрягает криптоэнтузиастов и всех тех, кто проводит операции с такими активами. Но главное: закон не легализует криптоператоров и активы, которые не контролируются полностью резидентами Украины.

Зажимают со всех сторон

Для налогоплательщиков-физлиц у нас есть две новости. Начнем с хорошей. В Министерстве финансов на согласовании находится законопроект о снижении налоговой нагрузки на оплату труда. Об этом сообщил Гетманцев. О ставках пока ни слова, но глава профильного комитета допускает, что снижение уровня налогообложения зарплат произойдет в 2023 году.

Плохая новость заключается в том, что Минфин уже разрабатывает законопроект о косвенных методах контроля физлиц, который предусматривает механизмы оценки доходов налогоплательщиков по расходам. «Государственная налоговая служба сможет требовать объяснить происхождение средств, потраченных лицом на приобретение ценных активов», – рассказывает Игорь Ясько.

Напомним, что косвенные методы – это следующий этап после налоговой амнистии, которая будет длиться в Украине год, с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года.

Пока сложно прогнозировать, каким окажется на выходе этот механизм. Но юристы предполагают, что алгоритм будет приблизительно следующим. Физлицо декларирует свои доходы самостоятельно или за него это делает налоговый агент (работодатель).

При этом банки, продавцы товаров и поставщики услуг, нотариусы фиксируют крупные траты граждан и передают сведения о них налоговикам. После этого ГНС устанавливает соответствие или несоответствие доходов и расходов физлица.

«К налогоплательщику впоследствии могут применяться финансовые, административные санкции и даже санкции, предусмотренные уголовным законодательством. Их вид будет зависеть от размера, источника и способа получения незадекларированного дохода», – считает Станислав Дерчук, адвокат, директор Derchuk&DWP Law Firm.

Глава Минфина уверяет, что идею косвенных методов поддерживает МВФ (это не так, на самом деле), и обещает, что законопроект о косвенных методах будет готов до конца 2021 года. А по дороге наверняка будут снижать предельную сумму операций с наличными.