Хотя централизованный офис по работе с крупными налогоплательщиками расположен в Киеве, для бюджетов местного самоуправления ничего не изменится: отчисление налогов эти предприятия будут производить по месту регистрации. А крупные компании-налогоплательщики получат новый и более качественный сервис, который будет осуществляться специалистами единого национального офиса.

До сих пор большинство крупных налогоплательщиков Украины обслуживалось в 11 региональных офисах. Однако работа региональных офисов вызывала нарекания, например, Счетной палаты. Аудиторы, в частности, тогда указывали на неэффективность расходования средств на содержание аппарата специализированных инспекций. Кроме того, рекомендации по поводу создания единого офиса неоднократно высказывали эксперты Всемирного банка и МВФ.

Переход на обслуживание в единый национальный офис будет происходить постепенно и он коснется тех компаний, которые имеют бюджетоформирующие значение для страны в целом. Естественно, они должны обладать высокой степенью налогового доверия и дать свое согласие на такой переход.

В рамках работы единого офиса будут применяться такие технологии взаимодействия, как:

электронный аудит (Е-аудит), который включает обработку специализированным программным обеспечением с углубленными основами статистики и статистического анализа бухгалтерского учета налогоплательщика;

налоговое посредничество, предусматривающее возможность признания налоговым органом заключений аудиторских компаний, которые соответствуют определенным критериям и стандартам проведения налогового аудита;

использование персонального сайта (Интернет-портала) налогоплательщика , где будет содержаться максимальный объем налоговой информации для него.

Большая открытость, конечно же, даст крупным налогоплательщикам ряд преимуществ, в частности, как заявил председатель ГНС Олександр Клименко, они смогут рассчитывать на существенное уменьшение (в дальнейшем отсутствие) числа сверок, а также на возможность получения «автоматического» бюджетного возмещения НДС и сокращение затрат времени на общение должностных лиц налогоплательщика с органами ГНС.
Представители крупных компаний-налогоплательщиков с интересом присматриваются к новому формату общения с налоговыми органами. Они рассчитывают, что тот позитивный опыт, который был выработан при функционировании региональных офисов по работе с крупными налогоплательщиками, будет успешно воспроизведен (см. «Ожидают лучшего»). И вместе с тем надеются, что уйдут в прошлое те негативные стороны, которые имели место. Например, случаи «просьб» и даже давления со стороны отдельных региональных руководителей.

 

Алексей Комогорцев, советник по учету финансов компании LG Electronics Украина:
Централизация офисов привела к значительной экономии ресурсов, что важно для любой компании. Особенно хотелось бы отметить профессиональное обслуживание на всех уровнях, начиная с рядового сотрудника и заканчивая начальником департамента. Все это свидетельствует о явных улучшениях в процессе взаимодействия между государственными учреждениями и бизнес-структурами.

Ожидают лучшего
Владимир Котенко, руководитель налогово-юридической практики компании «Эрнст энд Янг» в Украине:

Создание офисов по обслуживанию крупных налогоплательщиков – инициатива похвальная. Возможность получать компетентные (и к тому же дружелюбные!) ответы от налогового инспектора – мечта каждого налогоплательщика. И все же стоит дать ответ на риторический вопрос: почему бы ВСЕМ инспекторам не обладать подобными качествами?

Валентина Сердюк, главный бухгалтер «ОТИС»
Мы обслуживаемся в офисе по работе с крупными налогоплательщиками еще с 2000 года, поэтому мне сложно сравнить с обслуживанием в обычной районной инспекции. У нас есть свой куратор, который нами занимается. И, в целом, в офисах по работе с крупными налогоплательщиками работают более квалифицированные сотрудники, чем в обычных инспекциях. Отчетность мы уже довольно давно подаем в электронном виде. Это удобно, быстро.

Татьяна Товкач, главный бухгалтер ПАО «Универмаг «Детский мир»
Мы уже с 2001 года обслуживаемся в офисе по работе с крупными налогоплательщиками. Год назад начали подавать электронную отчетность. Удобно, экономит время. То, что налоговая отслеживает наши операции, не смущает. Да, бывает, вопросы задают уточняющие. Но мы просто в письме объясняем, почему та или иная операция так оформлена. И все, никаких проблем.

Татьяна Редзюк, главный бухгалтер ПАО «Киевский ювелирный завод»
Мы ожидаем уменьшения количества сверок. Хотя, учитывая, что работаем с конечным потребителем (а он НДС не возмещает), у нас их и так немного. У нас много филиалов, по каждому из них приходится подавать отчетность в местную инспекцию. Если бы данная инициатива дала возможность подавать все отчеты в одном месте, для нас это было бы большим облегчением.

Татьяна Благодарова, генеральный директор Цептер Интернациональ Украина (Zepter International Ukraine):
В целом мы довольны. Все очень профессионально и открыто. Что касается централизации офисов по обслуживанию крупных клиентов, то это, конечно, хорошая инициатива. У крупных компаний обычно много офисов. Поэтому было бы неплохо, чтобы все они могли обслуживаться в специнспекциях.

По материалам Денег