Когда 79 лет назад президент США Рузвельт взялся проводить «новый курс», ему в борьбе с Великой депрессией крепко помогли не финансовые аналитики, не банкиры и даже не отчаянные американские предприниматели. Франклину Рузвельту тогда помог Голливуд. «Американская мечта» стала национальной идеей. А нарисовал, визуализировал эту мечту Голливуд в своих фильмах. Именно эта история мне вспомнилась неделю назад, когда украинцев лишили возможности выкачивать халявные фильмы с одного известного сайта-файлообменника.. А еще мне вспомнилось, что одним из детонаторов развала политической системы в СССР стал «сухой закон» им. М. С. Горбачова. Цепочка понятна – помимо хлеба людям нужны зрелища (ну или пьянство, на худой конец), иначе они начинают активно думать об усовершенствовании государственного устройства. Ведь это устройство по обыкновению есть дрянь редкая. После развала Союза популярным мемом (устойчивым узнаваемым словосочетанием – совр. рус.) стало «Не надо было водку трогать». Мне очень интересно, окажется ли атака на файлообменник лишь приметой. Или все-таки это признак приближающейся смены караула. И мы через пару лет будем, улыбаясь, говорить «Не надо было EX трогать». Ведь, как ни крути, а в пользователях у этого источника халявы была самая активная, толковая и отнюдь не самая бедная часть сограждан.
За последние пару недель чуть ли не ежедневно мне становилось известно, что то одна, то другая крутая европейская авиакомпания пачками отменяет рейсы. А гордый и славный венгерский авиаперевозчик Malev 3 февраля вовсе почил в Бозе: банкрот он, пассажиров возить отказался.
Так вот, мне эта цепочка событий рассказала о еврокризисе куда больше, чем доклады в Давосе. Когда авиакомпании предвидят падение перевозок – это действительно плохо. Это значительно хуже, чем призывы главы МВФ, которая, когда говорит о новых взносах, не только к увеличению помощи еврозоне призывает, но и заботится о росте влиятельности Фонда. Между признаками, приметами и суевериями – большая разница. Когда миллиардеры в разгар кризиса говорят о филантропии – это, скорее, суеверие.
Лучше бы они находящимся в их собственности политикам велели снизить налоги для среднего класса. Вот это было бы приметой скорого выхода из кризиса. А признаки – из них мне очень нравится стабильная цена на нефть. Раз ее потребляют и она не дешевеет, значит не все так ужасно, как то говорят политики. Ну и последняя из примет, которые вспомнились. Если политики начинают много говорить о кризисе – неважно какой природы: финансы, терроризм, экология, то жди требований предоставить им новые полномочия. А новые полномочия – это всегда новые налоги и дополнительные неудобства для нас. Такое у меня суеверие. Или это все-таки признак?