Во время организованной Фондом Виктора Пинчука «украинской» дискуссии в Давосе темой мозгового штурма было то, как Интернет и коммуникационные технологии могут сделать благотворительность более эффективной, прозрачной и доступной каждому. На Западе онлайн-филантропия – уже вполне сформировавшееся явление. Например, в США 65% всех пожертвований собирается через Интернет. В Украине невозможно найти даже статистики онлайн-филантропии. Можно предположить, что ее масштабы незначительны. С чем это связано?

Возможно, причина в глубине проникновении Интернета? Отчасти – да.

Недоверие к платежным системам? Да. Высокий уровень мошенничества и низкий уровень развитости надежных платежных систем заставляют людей осторожничать.

Недостаточная распространенность банковских карт? И это тоже препятствие.

Хотя с помощью Интернета в ближайшие 2–3 года мы вряд ли сможем решать масштабные социальные вопросы, но уже имеющиеся технологии мобильной связи доступны абсолютно всем украинцам и могут приносить существенные результаты. Проникновение мобильной связи около 120%, механизм отправки СМС понятен всем, использовать платежные карты и банковские счета не требуется.

Для иллюстрации приведу один пример. Предположим, родильному роду необходимо купить специальное оборудование, которое будет спасать жизнь новорожденным. Цена – не меньше 100 000 гривен. Но если 5000 человек «сбросятся» всего по 20 гривен – слабые дети, которые рождаются в этом роддоме, смогут дышать. Сбор средств по 20 гривен собственными силами у роддома может занять годы. Если об этой истории быстро узнают 50 000 человек и каждый десятый из них захочет помочь малышам, то вопрос «откуда взять деньги» уже решен.

Остается вопрос «как»? Есть простой и быстрый способ – СМС. Вспомните наводнение на Западной Украине летом 2008 года. Тогда, предложив украинцам с помощью телефона перечислить любую возможную сумму в фонд помощи пострадавшим, нам удалось собрать более 2 млн. грн., а в сборе средств приняло участие около 200 тыс. наших абонентов.

Очевидно, благотворительные организации должны искать все новые и новые способы общественного вовлечения в решение социальных проблем. Компании, обладающие массовыми телеком-технологиями, должны поддержать такие начинания. Но все это слабо реализуемо без содействия государства: до сих пор «мобильный» благотворительный взнос с точки зрения закона рассматривается как обычная телеком-услуга и подлежит стандартному налогообложению. Если вернуться к примеру родильного дома, то из 100 000 благотворительных гривен, которые соберут для него люди с помощью СМС, около 30 000 уйдет на уплату налогов. И еще с этой суммы оператор должен будет перечислить налог на доход. При этом привычные формы благотворительности такому налогообложению не подлежат. Уверен, что если предоставить СМС-пожертвованию отдельный статус, законодательно регламентировать механизм целевого использования таких средств, то можно было решать очень многие проблемы.

Если подвести краткий итог, то можно выделить четыре ключевых драйвера развития электронной филантропии в Украине:

  1. Наличие массовой технологии.
  2. Доверие к провайдеру/оператору и организатору акции, обеспечивающим сбор средств.
  3. Четкий механизм и контроль распределения и применения средств благополучателями.
  4. Благоприятная налоговая среда, стимулирующая развитие онлайн-благотворительности.

Когда в Давосе я слушал Алека Росса, старшего советника Государственного секретаря США по инновациям, который рассказал о том, как с помощью СМС 3,5 млн. американцев быстро и эффективно собрали 35 млн. долларов помощи пострадавшим от землетрясения на Гаити, я подумал, что из этих четырех драйверов в Украине уже сейчас точно есть два первых. Несложно реализовать третий.

Остается только откорректировать вопросы налогового и телекоммуникационного законодательства, и тогда каждый из нас сможет просто и быстро менять жизнь к лучшему – от спасения ребенка, которому нужна срочная операция, до развития региональной и сельской медицины; от восстановления исторического памятника до помощи людям в регионе, терпящем стихийное бедствие.

По материалам Денег